Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Человек моноидеи

01 января 2007

УМОСТРОЙ

Новые лютые-XXI

Со времён Достоевского русские мальчики сильно постарели. Нынешним лет по сорок – сорок пять. Но дело не в возрасте, как точно заметил по этому поводу В. Розанов, не в летах, а в психологии.

«О чём они будут рассуждать, пока поймали минутку в трактире-то? – говорит Иван Карамазов Алёше про своих alter ego. – О мировых вопросах, не иначе: есть ли Бог, есть ли бессмертие? А которые в Бога не веруют, ну те о социализме и об анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату…»
Фёдор Михайлович был так увлечён этим русским типом, столь явственно видел в нём и его святое, и звериное, так отчётливо предчувствовал его роль в будущем России, что даже в знаменитой своей Пушкинской речи заговорил именно о нём, ссылаясь на героя поэмы «Цыгане» Алеко: «Тип этот верный и схвачен безошибочно, тип постоянный и надолго у нас, в нашей Русской земле, поселившийся».
В табор эти скитальцы, конечно, сегодня не ходят, но зато посещают, например, форум «ЛГ» и всё так же пламенеют в призывах, бывая порою настоящими златоустами. Хотя порой и не гнушаются площадной бранью.
Русские мальчики начала нового тысячелетия, сохраняя верность своему типу, как-то подутратили, однако, ангельскую ипостась (и как же могло быть иначе после ГУЛАГа?), зато съехали в сторону совершеннейшей шигалевщины: выходя из безграничной свободы, они заключают безграничным деспотизмом. Романтики тоталитаризма, апологеты насилия, ради светлого будущего «дальнего» они задушат ныне живущего «ближнего». Из великой любви к грядущему поколению они ненавидят нынешнее. И всё так же готовы унавозить последним почву для плодоношения своих фантазий. Это люди моноидеи.

Игорь ГОНЧАРУКВообще говоря, они живут не только в России. Психологи называют их паранойяльным психотипом. Это не болезнь. Это психологический склад личности. Неизвестно, сколько их на свете, но по приблизительным оценкам – от 3 до 5% населения, обычно мужчины. Однако, как всегда, у нас они имеют свой генезис и свою особую роль в социуме.
Эти люди – идеологи и политики по призванию, думающие исключительно о глобальном: народе и человечестве. Остальное – мелочи, не стоящие их внимания. Они авторитарны. Они говорят и не слушают оппонента, на его вопросы не отвечая. Ради своей моноидеи они ко всем и ко всему относятся как к объекту: они собеседника употребляют.
У них принципы всегда важнее людей, цели важнее средств, потому они легко переступают через все существующие нормы, моральные и юридические. Они любят романтические псевдонимы: Алеко, например. Они категоричны и назидательны. Свои идеи они обожают называть «научными» – при том что в науке они чаще всего профаны или дилетанты, а факты подгоняют под заранее им известный ответ. Опровержения эмпирическими данными не признают, поэтому спор с ними по существу невозможен.
В публичной дискуссии они побеждают не весом идей, а их яркостью и удачными формулировками, – конечно, если талантливы. Они яростны и неистовы в провозглашении своей idee fixe. Это русские Робеспьеры, для которых важна война, а не мир, меч, но не плуг.

Человек моноидеи репрессивен, он любит запреты – в особенности в отношении удовольствий для других, в том числе и секса, и развлечений; сам бывает аскетом, пропагандирует опрощение, но поскольку себя, любимого, к стаду, как остальных, не причисляет, может позволять себе и земные радости, в которых всё-таки никогда не достигает виртуозности: для неё нужно быть жизнелюбом и ценить тонкую игру, избыточность, иронию, чего не дано человеку моноидеи по определению – он ригиден и механистичен.
Он обычно равнодушен к одежде, вечно ходит в помятой рубашке, спит где попало, ест что придётся. Люди этого типа часто имеют какие-то физические дефекты – особую асимметрию лица, проблемы с дикцией; дело, впрочем, не столько в них, сколько в мучительном переживании их как «недостоинства».
Это не домашние люди, дом они ценят как штаб-квартиру, а жену – как секретаря: человек моноидеи – трудоголик, при том что не владеет техникой жизни и труда; он бывает сентиментален, но никогда по-настоящему не чувствует другого человека, между ним и другими вечная стена. Но разговоры о личном самосовершенствовании, о самостоянии личности раздражают его донельзя, зато не сходит с его уст прилагательное «общественный»: для него всё – среда, всё – в среде, и людьми он оперирует как вещами, внешним образом – поощрить или наказать.
Он – герой, он – мессия, он пришёл дать новое небо и новую землю – при глубочайшем, органическом презрении к людям. Об этом, в частности, прекрасно написал С. Булгаков в «Вехах», в статье «Героизм и подвижничество».
Кажется очевидным, что неистовость нынешних сорокалетних мальчиков самым прямым образом есть отражение лютости тех, кто грабил Россию в 90-е. И они друг друга сто’ят.

Была такая старинная новгородская легенда: сбросили новгородцы идол Перуна в Волхов, а он, проплывая мимо моста, выбросил на него палку: «Вот вам от меня на память!» И с тех пор сходились новгородцы с палками на мосту в урочное время и бились люто, насмерть.
Будто и впрямь впала в морок Русь под Перуновым заклятьем. Только не мост через Волхов его арена, а вся Россия, оказавшаяся на распутье. Алёша, где ты?..

Анна ЯКОВЛЕВА

Обсудить в группе Telegram

Анна Яковлева

Родилась и живет в Москве. Кандидат философских... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS