У прославленной ЖЗЛ сравнительно недавно появился особый «дочерний» подраздел – издания под маркой «Жизнь замечательных людей: биография продолжается». Книга о Наталье Гундаревой вполне могла – и по справедливости должна была – украсить собой именно эту серию, посвящённую нашим знаменитым современникам, не просто живым, но, как правило, активно действующим, находящимся в зените славы, на вершинах своего поприща. Могла бы… Но трагическая несправедливость судьбы сделала героиню жизнеописания самой младшей из всех, кому на сегодня посвящались классические жэзээловские томики. Что, согласитесь, факт значимый и символичный.
Между преждевременным уходом блистательной актрисы и выходом данной биографии миновало ровно три года. Срок ничтожный с точки зрения вечности и, кажется, рекордно короткий по меркам ЖЗЛ, предполагающей определённую солидность подхода, относительную временную дистанцию между автором и объектом его исследования – необходимую для изучения, осмысления, подведения итогов пути. Известный театральный критик Наталья Старосельская решительно ломает это неписаное правило и создаёт труд, во многом для серии нетрадиционный. Слишком дышащий горечью всё ещё не пережитой страной утраты, с неизбежным траурным оттенком, а ещё – явственно пульсирующий токами нашего сегодня, волей-неволей постоянно обращающийся к кругу нынешних проблем, болевых точек, до конца не разрешённых вопросов. Кроме того, это очень личное повествование – автор и её героиня не просто были знакомы на протяжении двух десятилетий и «наговорили» за этот период не одно интервью, но «почти сразу перешли на «ты».
Близко-доверительные отношения, однако, отнюдь не повлекли книгу в сторону «новой» биографической журналистики, с её болезненным интересом к личной жизни (впрочем, по отношению к памяти Натальи Гундаревой, человека, с одной стороны, высочайших – как это подтверждается Натальей Старосельской – нравственных достоинств, а с другой – столь много претерпевшей в последние годы от беспардонной жёлтой печати, это было бы чистым кощунством). И при том, что биограф, в силу взятой на себя миссии, не обходит стороной ни далеко не самый простой семейный «сюжет» в судьбе актрисы, ни периодически выпадавшие на её долю конфликты и сложности творческого порядка, – для всего этого каждый раз находятся безошибочно правильные слова, такт, мера. И ни на единой странице читающему не дано будет забыть о том, что жизнеописание это принадлежит перу театроведа – увлечённого, компетентнейшего, умеющего не просто воссоздать на бумаге спектакль, роль, мизансцену, но делающего это в лучших отечественных традициях: сопрягая произведение искусства с мыслью общественной, рассматривая его в социальном, даже социально-политическом контексте.
В случае Гундаревой такой превалирующе искусствоведческий подход (хотя книга одновременно умудряется быть написанной легко, эмоционально, «человечески») был единственно верным. Поскольку вся «внешняя» её куда как небогатая на крутые перемены биография может уложиться всего в несколько слов: детство – легендарный ТЮМ (Театр юного москвича) при Дворце пионеров – Щукинское училище – Театр им. Вл. Маяковского – работа в кино. Спектакли. Порой из песни, равно как и из честной биографии, слова не выкинешь – явно недостойные её мощной натуры и сверхправдивого таланта. (Одно из первых появлений актрисы на профессиональной сцене состоялось в пьесе под названием «Человек на своём месте» – чем не «ключ» ко всей дальнейшей судьбе!) Фильмы, многие из которых живут и могут восприниматься в наши дни только благодаря её в них участию…
Наталья Георгиевна Гундарева родилась 28 августа 1948 года. Сейчас ей исполнилось бы шестьдесят лет. Всего 60.