Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Человек на все времена

01 января 2007

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

ИТАР-ТАССБог ты мой, Сергею Урсуляку уже пятьдесят! Как же я так точно в своё время угадал дальнейшее «развитие сюжета», когда в спорах на жюри гатчинского фестиваля «Литература и кино» настоял на вручении ему приза за фильм «Летние люди». Приз был денежный, время смутное – 1995 год. Деньги давал банк, арендовавший в ту пору часть флигеля во дворе Литинститута. Главный управляющий Андрей Орехов вынул из сейфа стопку денег. Тогда, если мне не изменяет память, считали миллионами. Андрей, который нынче исчез из вида, был замечательный парень: за свой счёт выпустил мою книжку «В сезон засолки огурцов», ремонтировал институтскую крышу и дал деньги на премию Урсуляку. 

Фильм был очень хороший, совершенно некассовый; в тёмной зелени, как в болотной ряске, метались герои горьковских «Дачников» – летние люди... 

После этого я почти десять лет Урсуляка не видел. Но за знакомыми – так уж получается – всегда волей-неволей следишь. Сергей много работал на телевидении и всегда отличался «нетелевизионным» качеством сделанного. Я смотрел его «Дог-шоу» с неподражаемым молодым Ширвиндтом, фильмы из энтэвэшного цикла «Новейшая история», даже видел «Историю болезни», сделанную по воспоминаниям Марии Ульяновой. Я думал, убьёт или не убьёт телевидение талант этого очень неординарного человека. Ведь ТВ, судя по его нынешним гламурным ведущим, обладает способностью уплощать личность доз степени фанеры, или, как сказал бы Санаев-младший, опускать его в духовном смысле до уровня плинтуса. 

А потом я опять встретил Урсуляка всё в той же Гатчине. Он привёз туда «Долгое прощание» – фильм по Юрию Трифонову, писателю, которого я страстно люблю. На экране так невероятно точно была отображена атмосфера тех годов, в которых Урсуляк не жил, а мне довелось, что я просто развёл руками! Вскоре мы, не самые молодые люди, точно так же развели руками, когда по телевидению показали «Ликвидацию». Так подробно и верно изобразить послевоенную Одессу и весь тот счастливый искорёженный быт! Считаю «Ликвидацию» единственным по художественному уровню после «Семнадцати мгновений весны» сериалом. 

Повторюсь, я очень люблю прозу Трифонова, грандиозного писателя, осветившего жизнь целого поколения, которому сегодняшняя читающая публика изменила с заботами о прожиточном минимуме и с Дарьей Донцовой. Сергей Урсуляк свою поколенческую любовь к Трифонову не променял на чечевичную похлёбку. Он вообще, как становится понятно из его фильмографии, отдаёт предпочтение качественной литературной первооснове. 

Трифоновский фильм Урсуляка был, как я уже сказал, замечательно точен в деталях, словно бы выбитых бесстрашным резцом Бенвенуто Челлини. Инвалидная трёхколёсная коляска с мотоциклетным мотором, трамвайная остановка с мёрзнущими на ней людьми... 

На гатчинском фестивале впереди фильма катилась мифологизирующая легенда. Противостоять ей было довольно трудно. После просмотра и вердикта жюри, наградившего призом за лучшую женскую роль Полину Агурееву, некая большая фестивальная начальница строго спросила меня: «А почему вы не дали Урсуляку Гран-при?» (Я знаю, как можно всё время совершенствовать и в конечном счёте «записать», испортить шедевр. У Бальзака есть на эту тему рассказ.)
В тот раз я ответил очень твёрдо: «Фильм безумно интересный, но вы-то сами его видели?»
– Фильма не видела, но парень он очень хороший, – ответила начальница.
Должен признаться, что и мне, и всему жюри тогда показалось, будто что-то ушло из напряжённой атмосферы трифоновского времени. 

Возможно, мы и ошиблись. Может быть, это был взгляд исключительно снобов и специалистов. Но возьмём за ключевые слова «парень он очень хороший». В этом есть резон – хорошим людям в искусстве, как правило, многое даётся. Согласимся, что «Ликвидация» при всём сгущении красок всё же отличное произведение, где сверхзадача туго сплавлена с художественностью. Но это опять не всё. 

Сравнительно недавно в Театре им. А.С. Пушкина, соседствующем на Тверском бульваре с Литинститутом, я смотрел спектакль «Мадам Бовари», главную роль в котором играла Александра Урсуляк, дочь Сергея. Взяться за такую работу после Алисы Георгиевны Коонен! Но ведь сыграла: фамильное это у них дело (кстати, по первому образованию Сергей Урсуляк тоже актёр) – и в жизни, и в искусстве всё делать на последней степени отдачи. 

Сергей ЕСИН

Обсудить в группе Telegram

Сергей Есин

Сергей Николаевич Есин (род. 18 декабря 1935, М... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS