Сегодня на вопрос об учении Сухомлинского внятно ответит не каждый педагог. По большому счёту – забытая фигура, неудобная. Для Украины – символ советского наследия. Поэтому ротного политрука, Героя Соцтруда, автора «Этюдов о коммунистическом воспитании» представляют чуть ли не борцом с режимом. Или жертвой режима. Вот экскурс от дочери Сухомлинского: «Его упрекали и тем самым фактически уничтожали за введение такого понятия, как любовь к ребёнку». Впрочем, и в России 90-х Сухомлинского пытались представить борцом с тоталитаризмом…
Конечно, противников у Василия Александровича, как и у всякого новатора, хватало. Но сторонников было больше, в том числе во власти. Сухомлинский широко издавался, вошёл в моду, стал классиком.
В чём заслуга Сухомлинского? Говоря научно: он создал гуманистическую теорию, целостное учение об учителе, уточнил педагогическую сущность понятий: личность, идеал, коллектив, творчество; ввёл в теорию воспитания такие категории, как совесть, стыд, честность, порядочность, щедрость души.
Собственно, этим он и неудобен сегодня, когда школу, по сути, лишили воспитательной функции. Трудно представить современного учителя (который набрал нагрузку в три ставки), рассуждающим о добре, красоте, гармонии. А ведь Василий Александрович ещё в 60-е призывал: «Дайте больше свободного времени ученикам и учителям!»
Да и с гуманистической теорией сегодня не так просто, теологи называют гуманизм «ересью человекопоклонничества», так что и с этого фланга не стоит ждать почитания Сухомлинского – атеиста, человека Просвещения.