Хирург и общество/ Популярное издание об этике в медицине. – Пенза, 2011. – 283 с. – 100 экз.
Книга написана нейрохирургом, на его же деньги издана крошечным тиражом в 100 экземпляров. Если бы не настойчивость приславшего её в редакцию автора, после первых же строк закрыла бы и запрятала в дальний угол шкафа. Черновик. Повторы, сомнительные посылы, жуткое количество стилистических и орфографических ошибок.
Злясь на себя за то, что пошла на поводу у автора, переворачиваю очередную страницу и вдруг ловлю себя на мысли, что сочувствую написавшему книгу Владимиру Александровичу. Всю жизнь простоял Комаров за операционным столом, спас десятки, а может быть, и сотни жизней, и что в итоге? «Осознанность важности и необходимости своей миссии… помогает хирургу претерпевать издевательства и унижения чиновников, определяющих ему малую зарплату и низводящих его до самого низкого сословного почтения… Хирург имеет сейчас в среднем должностной оклад 7 т. рублей в месяц. Делает в среднем 15 операций… в месяц, получается, что за возвращённую человеческую жизнь он получает примерно 500 рублей… Проанализируйте, какие товары в магазинах имеют такую же стоимость, для сравнения со стоимостью человеческой жизни».
Горько осознавать, что дело твоей жизни никому (кроме, разумеется, больных) теперь не нужно. Да, врачам не очень много платили и в советские времена, но хотя бы почитали. Особенно на селе. Ныне, пишет Комаров, хирургов там практически не осталось, молодёжь в эту профессию идти не хочет, да и государство содержать медицину на селе тоже, похоже, не желает. Больницы и медпункты закрываются, лечиться всем предлагают в специализированных центрах. Но как до них при наших расстояниях и бездорожье быстро добраться?
Вопросов в книге множество – ответов… Страницы, на которых Владимир Александрович пытается осмыслить происходящее и дать своё видение справедливого мироустройства, совершенно беспомощны. Но вот когда он рассказывает о буднях больницы, о проблемах, в том числе и этических, которые стоят перед врачами, ему веришь. Если бы к этому изданию приложили руку корректор, который исправил бы все ошибки, и хороший редактор, который выправил бы стиль и сократил текст вдвое, книгу вполне можно было бы рекомендовать для чтения не только коллегам автора и чиновникам от медицины, но и пациентам. В вышедшем же виде – только очень стойким, умеющим отделять зёрна от плевел и имеющим на это время.
Что заставляло самого доктора после дежурств, после срочных выездов на операции куда-нибудь в деревню, за тридевять земель, садиться за письменный стол? О славе доктора Чехова он, судя по тексту, не мечтал. Что же тогда? Может быть, это единственный способ поделиться наболевшим, выплеснуть эмоции и попытаться повлиять на несправедливый мир? Услышат ли?..