Наталья с братом и сестрой оказались в детдоме. Ей, вспоминала потом Наталья Петровна, повезло и с детским домом, и с его директором. Он учил их «не быть детдомовскими, несмотря ни на что». Их хорошо одевали, они ходили в обычную школу, где вопреки обстоятельствам она стала первой. Продолжая жить в детдоме, поступила в Ленинградский медицинский институт имени И.П. Павлова, который не бросила и в страшную блокадную зиму. Тогда, на первом курсе, их было 700. Осталось трое…
В 34 года защитила докторскую диссертацию. На застолье по случаю получения звания доктора медицинских наук заведующий рентгенологическим отделением, участник Великой Отечественной войны П.К. Солдатов, поздравляя Наталью Петровну, предложил тост: «За женщину без потолка!» Как показала вся последующая её научная жизнь, «потолка» в её стремлении быть первой, быть всегда на острие, добиваться цели действительно не было.
Лауреат Государственной премии СССР, кавалер практически всех советских и российских орденов, вице-президент Международного союза физиологических наук, член многих других международных организаций и целого ряда иностранных академий, академик Академии наук СССР, депутат Верховного Совета СССР, научный руководитель Института мозга человека РАН и руководитель Научной группы нейрофизиологии мышления и сознания.
О мозге Наталья Петровна Бехтерева знала, пожалуй, больше любого другого учёного. Изучению самого сложного и загадочного органа человека, благодаря которому мы способны думать, творить, управлять своими действиями и эмоциями, она посвятила всю свою жизнь. В последние годы Бехтерева начала исследовать роль интеллектуальной нагрузки на состояние организма. Толчком к разработке темы стала статья в «Гардиан». Британские учёные проследили за состоянием здоровья более тысячи человек из разных социальных групп и пришли к выводу, что смертность среди тех, кто испытывал постоянные интеллектуальные нагрузки, оказалась в четыре раза ниже по сравнению с теми, у кого необходимости в таких усилиях не было. Но какая именно интеллектуальная нагрузка может оказать влияние: разгадывание кроссвордов, сочинение художественных текстов, решение математических задач?
Ответы на эти вопросы частично дали уже начатые её лабораторией исследования механизмов творчества. Ещё несколько десятилетий назад была выдвинута гипотеза о том, что мозг живых существ функционирует по «меченым линиям», то есть при привычных, доведённых до автоматизма действиях задействованы только те области, которые для этих действий необходимы. А вот при решении творческих или сверхзадач активизируются, как показали исследования, участки практически во всех зонах, имеющих отношение к самым разным процессам, – и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое. При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые связи и образовываться новые нейроны и новые нейронные сети, которые не только поддерживают хорошую интеллектуальную форму, но и влияют на многие процессы, в том числе на способность организма справиться с последствиями каких-то серьёзных заболеваний.
Что такое «сверхзадача»? Сама Наталья Петровна отвечала на этот вопрос так: «Это то, что (постепенно или вдруг) стало очень важно; очень нужно; чего безумно хочется; или, наконец, чего не избежать. Но выполнение её нельзя купить, нельзя украсть – нельзя даже взять напрокат. Сверхзадачу можно выполнить, только включив свой творческий потенциал».
Всей своей жизнью, пишет автор книги Елена Кокурина, академик Бехтерева «как будто говорит нам: вы можете сделать гораздо больше, чем делаете. Ваш мозг позволяет это. Вашему мозгу это НУЖНО».
В своё время два тиража книги Натальи Бехтеревой «Магия мозга» разошлись мгновенно. Мне кажется, что очень востребованной будет и работа научного журналиста Елены Кокуриной. Книга написана хорошим языком, в ней есть и история страны, показанная через судьбу семьи Бехтеревых, и история открытий в нейрофизиологии, и рецепты долголетия, так что она будет интересна не только учёным, но и широкому кругу интеллектуально неленивых читателей, умеющих и любящих решать сверхзадачи. В издание включены также ранее не публиковавшиеся архивные материалы и переписка учёного.
Кстати, Наталья Бехтерева и наш давний автор. В 1971 году в «Литературной газете» (№ 12) была опубликована её статья в рамках полемики с профессором Медицинской школы Йельского университета Хосе М.Р. Дельгадо.