Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Человек света

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Наталья Старосельская. Виктор Авилов. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 307 с. (ЖЗЛ: Малая серия).

К воспоминаниям современников о выдающейся личности принято относиться с известной долей скепсиса: они-де пристрастны либо в одну, либо в другую сторону, а посему на самом деле тот, о ком они пишут, был совсем другим человеком. Но воспоминания – не свидетельские показания в суде, и значит, пресловутое «на самом деле» не является высшей мерой достоверности. Воспоминания притягивают к себе читателя как раз той страстью, какую автор вкладывает в свой рассказ, и чем выше её накал, тем сильнее поле притяжения.

В серии ЖЗЛ это уже третья книга Натальи Старосельской. Первая была посвящена А.В. Сухово-Кобылину, вторая – Наталье Гундаревой. Эта, третья, похожа и непохожа на предыдущие, как одновременно схожи и несхожи между собой дети одних родителей. Строгий академизм, помноженный на почти детективную интригу, определил стиль рассказа о выдающемся драматурге. Мягкая лиричность – историю о судьбе уникальной актрисы. Но в обеих автор оставался в первую очередь исследователем, осторожно и бережно разматывающим клубок чужой жизни от рождения к смерти. Третью тоже можно в известном смысле назвать исследованием, только поле его значительно шире, чем границы одного отдельно взятого человеческого бытия. Обладает она принципиальным отличием, определить природу которого не так-то просто.

Старосельская сразу честно признаётся: писать о Викторе Авилове ей очень трудно. Не только потому, что его уход из жизни был и трагичным, и ранним, да и времени прошло ещё слишком мало, чтобы те, кому он был близок, дорог, важен, могли говорить о нём без дрожи в голосе. Причина глубже. Для неё Авилов больше, чем талантливый актёр, он – символ поколения, юность которого пришлась на рубеж 60-х и 70-х, поколения, оказавшегося в провале между истовыми романтиками и не менее истовыми циниками. Они не могут догнать первых и не хотят бежать вдогонку за вторыми. Они – непричастные. Со своей правдой бытия, со своей разобщённостью вовне и одиночеством внутри самих себя. Это нелёгкий жребий. Но какая это неподъёмная ноша, если твоя судьба – квинтэссенция судеб ровесников.

О ролях Авилова, сыгранных и несыгранных, а за три десятка лет, отведённых ему судьбой для исполнения своего предназначения, и тех и других накопилось немало, Наталья Старосельская пишет не с позиций профессионального театрального критика, что было бы понятно, но слишком просто, а как человек, которому необходимо во что бы то ни стало сказать нечто важное о своём поколении, отразившемся как в зеркале в человеческой и сценической жизни незаурядного артиста. Выстроенная по всем канонам жанра биография одного превратилась в исповедь многих. Возможно, тем, кто стоит на пороге собственного шестидесятилетия, эта книга даже нужнее, чем заядлым театралам и поклонникам Авилова.

Впрочем, применительно к этому артисту понятие «роль» теряет привычное своё значение. Он, так и не получивший профессионального образования, не примерял на себя «предлагаемые обстоятельства», а неимоверным усилием, граничащим с физической болью, врезал, врубал, впаивал себя в оболочку каждого нового персонажа. Он был, именно был Гамлетом, Калигулой и графом Монте-Кристо, Мольером и Ланцелотом. И даже если он превращался в монстра, в чудовище, один лишь вид, даже голос которого мог привести в ужас, он неведомо как бы нёс в себе свет. И заставлял верить, что Свет могущественнее Тьмы. Наверное, потому, что сам верил в это.

Андрей БОРОДИН

Обсудить в группе Telegram

Андрей Бородин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS