Исполнилось 200 лет со дня рождения Карла Маркса
Когда 14 марта 1883 года, не дожив нескольких недель до 65 лет, Карл Маркс умер, его друг Фридрих Энгельс заметил: «Человечество стало ниже на одну голову, и при том на самую значительную из всех, которыми оно в наше время обладало». На похоронах Энгельс предрёк: «И имя его, и дело переживут века». Такие оценки казались завышенными. А через 100 лет чуть ли не половина населения Земли исповедовала марксизм. И ныне влияние Маркса огромно. Отвергла ли Россия его учение полностью и навсегда?
Деньги рождают деньги
До Маркса считалось, что Идеи и Разум правят миром. Он изменил взгляд на историю, дав ей материалистическое обоснование. В жизни сообществ наиболее важна экономическая сфера, связи, складывающиеся между людьми в производстве, определяют остальные. Двигатель развития человечества – прогресс производительных сил. Маркс открыл всеобщий закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил. Вместе они образуют способ производства, который определяет надстройку общества – политику, право, культуру, идеологию и соответствующие им учреждения.
Стержень истории человечества, по Марксу, – это последовательно сменяющиеся общественно-экономические системы. Теперь это столь общепризнанная истина, что имя Маркса как её первооткрывателя часто даже не упоминают. Это относится и ко многим открытым им экономическим законам.
На экономическом факультете МГУ, где я учился, курс капитализма преподавали знающие люди. Кафедру политической экономии долгие годы возглавлял мой отец, слывший в этой сфере корифеем. Те, кто слушал его лекции, до сих пор с теплом и благодарностью вспоминают Николая Александровича. Как-то я спросил отца: «Можешь в двух словах передать содержание «Капитала»?» Последовал ответ: «Бей буржуев». С годами я осознал: классовый характер произведения на самом деле узловой, хотя и далеко не единственный аспект.
«Конечной целью моего сочинения, – пишет Маркс в предисловии, – является открытие экономического закона движения современного общества», а оно «не твёрдый кристалл, а организм, способный к превращениям и находящийся в постоянном процессе превращения». Но как изучать социальный «организм»? «При анализе экономических форм, – поясняет учёный, – нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». Методология Маркса включает движение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному.
Маркс подвергает скрупулёзному анализу «экономическую клеточку буржуазного общества» – товарную форму продукта труда, или форму стоимости товара. Труд в таких условиях противоречив: с одной стороны, он конкретный, с другой – абстрактный. Первый создаёт определённую потребительную стоимость, второй – стоимость товара. Сгустки абстрактного труда заключены в товаре и определяют количественные параметры обмена. Маркс показывает и то, как обмен товаров привёл к рождению денег и как они стали превращаться в капитал – качественно новое их состояние – деньги, порождающие ещё большие деньги. Отсюда – основной закон капитализма – теория прибавочной стоимости, раскрывающая сущность эксплуатации.
В отличие от предыдущих, эта форма скрыта под покровом товарно-денежных отношений. Вроде никто никого не принуждает и, продавая и покупая товары, все действуют на равных. Но это не так. На рынке есть особый товар – рабочая сила. Её стоимость определяется количеством благ, необходимых для существования работника, и меньше той, которую она может создать в процессе использования. И этот товар не может залёживаться. Его надо всё время продавать, так как жить без средств к существованию нельзя.
И виселица не страшна
Итак, капиталист оплачивает лишь часть труда рабочего, подчас незначительную. Наличие безработных позволяет предпринимательскому классу занижать зарплату и увеличивать свою прибыль. Конкуренция капиталов между собой ведёт к их концентрации и централизации. Ожесточённая борьба за прибыль не знает границ. Маркс приводит слова одного английского публициста, что при 100% прибыли капитал «попирает все человеческие законы», а при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Как тут не вспомнить наши лихие 90-е с их беспределом!
Но капитализм роет себе могилу. «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьёт час капиталистической частной собственности».
Многие мыслители (от Томаса Мора до Николая Чернышевского) мечтали о справедливости и гармоничном обществе, где все бы жили счастливо и в достатке. Но их идеи оказывались утопическими, ведь авторы не находили объективные и субъективные факторы достижения цели.
Маркс нашёл. В «Манифесте Коммунистической партии» содержится предупреждение: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма… Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией. Пролетариям нечего терять в ней, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир». Эти идеи пройдут через всю его жизнь. Но развёрнутое обоснование социализма дано в его фундаментальных политэкономических работах. Маркс считал: по мере обострения основного противоречия капитализма возникает и организованный рабочий класс, способный привести в соответствие форму производства его характеру. Парламентская демократия позволяет развиться политическому сознанию пролетариата, что и нужно для свершения революции. Придя к власти демократическим путём, большинство народа должно укрепить её благодаря «диктатуре пролетариата», направленной на уничтожение прежнего репрессивного аппарата. Так открывается путь к обществу более высокого порядка, где «свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех». При этом сами революции – лишь повивальные бабки истории, «облегчающие муки родов».
Он считал, что в странах, где нет ни демократии, ни развитого капитализма (как, например, в России), социалистическая революция не достигнет успеха, если одновременно не разразится мировая революция.
Сутки за хулиганство
Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире Рейнской провинции тогдашней Пруссии. Хотя «Капитал» именуют «библией рабочего класса», его автор произошёл из зажиточной семьи еврейских буржуа. Отец – председатель коллегии адвокатов Трира Генрих (Гершель) Маркс, в роду которого немало раввинов, владелец виноградников. Мать – голландская еврейка Генриетта Прессбург – также из семьи раввинов.
Карл отлично учился в гимназии, проявляя незаурядные способности в самых различных областях, запойно читал. В не по годам зрелом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» отмечал: «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком…»
В 17 лет он по совету отца поступил на юридический факультет Боннского университета, где открыл для себя диалектика-идеалиста Гегеля, тогда господствовавшего в немецкой философии. В свидетельстве об окончании первого курса вместе с похвалами отмечалось, что как-то он был «заключён на сутки под стражу за хулиганство и пьянство в ночное время». Узнав об этом, отец решил перевести его в Берлинский университет, где, как казалось, «было меньше внеаудиторных соблазнов».
Николай I против Маркса
Уже в 23 года Карл – доктор философии и участник так называемого «Профессорского клуба», куда входят радикально настроенные младогегельянцы. Вскоре направляется в Бонн, намереваясь работать в университете, но не вышло, и он начинает сотрудничать с находящейся в Кёльне «Рейнской газетой». В письме о нём к другу хозяин газеты М. Гесс сообщает: «Доктор Маркс – так зовут моего кумира – ещё совсем молодой человек. Но именно он нанесёт последний удар средневековой религии и политике; глубочайшая философская серьёзность сочетается в нём с тончайшим остроумием; вообрази себе Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля, соединёнными вместе в одном лице, – я говорю соединёнными, а не смешанными, – и это будет доктор Маркс».
«Кумира» вскоре назначили главным редактором издания. И число подписчиков газеты утроилось, многие стремились туда писать, в том числе Фридрих Энгельс – сын фабриканта, интеллектуал, с которым Маркс познакомился ещё в Берлине. Фридрих хорошо знал положение рабочего класса в Англии, как и Маркс, владел несколькими иностранными языками и увлекался философией. Их знакомство переросло в дружбу.
Работая над одной из статей по правовым проблемам, Маркс обнаружил, что его познания в политэкономии поверхностны, и решил восполнить их. Именно политэкономия станет основным поприщем приложения его сил, в ней он совершит научный переворот, ставший фундаментом нового революционного мировоззрения.
Иные наши соотечественники отчасти объясняют свой скепсис в отношении к Марксу тем, что он «не любил русских». Это не совсем так – ему не нравился монархический режим. В «Рейнской газете» от 4 января 1843 года Маркс назвал царскую Россию главной опорой европейских диктатур. Узнав о статье, Николай I потребовал у своего прусского союзника, чтобы тот получше «присматривал» за прессой. Король Фридрих Вильгельм IV распорядился закрыть указанный печатный орган.
Оказавшись на вольных хлебах, Маркс ещё активнее выступает в различных изданиях, его взгляды всё более радикальны. Почувствовав опасность ареста, диссидент осенью 1843 г. переехал во Францию, но его изгоняют и оттуда. В 1849 г. Маркс перебирается в Лондон. Там он проведёт остаток жизни.
В условиях нужды
А жилось в эмиграции крайне тяжело. Маркс с семьёй существовал в основном за счёт финансовой поддержки Энгельса, небольших наследств, случайных заработков от написания статей в газеты, скудных гонораров за книги. В одном из писем Маркс пишет: «Жена больна. Дочь Женни больна. У меня нет денег ни на врача, ни на лекарства. В течение 8–10 дней семья питалась только хлебом и картофелем… Мы задолжали за квартиру. Счета булочника, зеленщика, молочника, торговца чаем, мясника – все не оплачены». Как-то он попытался продать что-то из семейного серебра, но полиция задержала его, заподозрив в воровстве. Женни пришлось доказывать обратное и вызволять мужа. Нищета была так велика, что от болезней в раннем возрасте умерло трое их детей.
Но Маркс не отступал от разработки своей экономической теории. Большую часть времени проводил в библиотеке Британского музея, где осваивал многие другие науки и огромный фактический материал. В 1864 г. он организовал «Международную рабочую ассоциацию», позднее переименованную в Первый Интернационал. Позже возникли острые разногласия между Марксом и лидером анархистов из России Михаилом Бакуниным. Полемизируя с Марксом и сторонниками революционной диктатуры, Бакунин заявлял: «Если взять самого пламенного революционера и дать ему абсолютную власть, то через год он будет хуже, чем сам царь». Через какое-то время Бакунина и анархистов изгнали из организации. Тем не менее в написанном позже эссе «Мои отношения с Марксом» Бакунин отмечал: «Маркс – человек очень большого ума и учёный в самом широком и серьёзном смысле этого слова. Кроме того, Маркс пламенно предан делу пролетариата, которому он отдал всю свою жизнь».
Триумф и канонизация
Хотя имя Маркса получило широкую известность при его жизни, подлинный триумф пришёл потом. К Энгельсу потянулись многочисленные почитатели, в том числе и из России. Основоположником русского марксизма стал вынужденный эмигрировать в Европу Георгий Плеханов. Он перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» и некоторые другие работы Маркса и Энгельса.
Среди вызвавшихся помогать Энгельсу в работе над рукописями Маркса были немецкие социал-демократы Эдуард Бернштейн и Карл Каутский. Круг революционно настроенных марксистов непрестанно расширялся. В Германии это Роза Люксембург, Карл Либкнехт, в России – Ленин, Мартов и Троцкий. Среди них начались трения и борьба. Одни упрекали других в искажении учения Маркса. Появились обвинительные ярлыки «реформист», «ревизионист», «оппортунист», «ренегат» и др. Ещё при жизни Маркс, узнав, как его интерпретируют представители французской рабочей партии, заявил: «Ясно одно, что сам я не марксист».
Особо острая борьба между сторонниками учения Маркса разгорелась в России. Маркс неоднократно выступал против «казарменного коммунизма», против скороспелых революций. На это постоянно ссылались Плеханов и Мартов. Ленин же полагал, что вследствие неравномерного развития капитализма в эпоху империализма революция может иметь успех и в его наиболее слабом звене, каковым считал Россию.
Мировая война обострила ситуацию, что привело к падению российской монархии, а затем и к Октябрьской революции. Реализация социалистического проекта в «слабом звене» сопровождалась жестокостями и нарушением элементарных свобод, никак не вписывающихся в идейный арсенал Маркса. Последовавшее засилье партийно-государственной бюрократии прикрывалось знаменем марксизма и необходимостью защиты интересов рабочего класса и трудящихся от внешних и внутренних угроз.
Идеология в СССР разрослась и усилилась. Марксизм представлялся в ленинской, а затем сталинской аранжировке. Антикапиталистическая направленность и классовый характер пронизывали научные труды и литературу. Цитаты из тиражировавшихся произведений Маркса превратились в скрижали. В учебных заведениях марксизм заменил Закон Божий, став вероучением. Маркса канонизировали.
После Второй мировой войны его триумфальное шествие продолжилось до масштабов мировой социалистической системы. Марксизм стал привлекателен и на периферии, появились страны «социалистической ориентации». Да и капиталистический Запад, сделав уступки трудящемуся люду и впитав в себя ряд элементов планового хозяйства для смягчения кризисов, заметно социализировался.
На Востоке марксизм получил реальную прописку в Китае в 1949 году. Мао Цзэдун и после смерти Сталина оставался верен его жёстким методам. «Культурная революция» (1966–1976) не уступала гримасам советской власти 30-х годов. Но по карикатурности на марксизм вперёд вырвался Ким Ир Сен с его чучхе в Северной Корее, а всех обошёл кровавый Пол Пот с его красными кхмерами в Камбодже.
Он предвидел и это…
Основные идеи Маркса не могут изжить себя. Они вечны, как и открытия Архимеда, Коперника, Галилея, Джордано Бруно. Под флагами марксизма продолжают править лидеры Китая, Вьетнама, Кубы, КНДР. В ходе недавних выборов президента РФ среди восьми кандидатов было трое коммунистов или тех, кто связан с ними.
Главные идеи учения Маркса подтверждаются. Глобальный капитал продолжает эксплуатировать мир. Оранжевые революции на Ближнем Востоке и Северной Африке, события на Украине и в Сирии говорят об агрессивных и неоколониалистских устремлениях Запада, особенно его англосаксонского звена, что несёт угрозу апокалипсиса. Особому нажиму подвергается Россия. Вашингтону и Лондону не нравится её стремление к саморазвитию и отходу от курса, закреплявшего её в качестве сырьевого придатка и рынка сбыта.
В связи с наложенными на нас санкциями клевреты олигархов стараются вывести их из-под удара. Они утверждают, что миллиардеры-де, не должны нести урон за просчёты политики, а национализация допустима лишь при «справедливой компенсации», но не через «экспроприацию». Почему-то забывается, что состояния олигархов коренятся в «залоговых аукционах» 90-х и подобных им способах отъёма бывшей общенародной собственности СССР. Уже в который раз речь идёт о национализации убытков с прицелом на дальнейшую приватизацию прибылей. Санкции таким образом бьют по интересам народа, а олигархи, как обычно, получают помощь и поддержку от близкого им правительства. Идеи Маркса, стало быть, подкрепляются фактами современной российской действительности.
Верните гения!
По данным опроса, проведённого Би-би-си в конце 1999 года, в канун нового тысячелетия, Маркс признан величайшим мыслителем тысячелетия минувшего. Опередил Альберта Эйнштейна с теорией относительности, Исаака Ньютона с законом всемирного тяготения, Чарльза Дарвина с его идеями о происхождении видов и человека. Поскольку в Марксе ум сочетался с необыкновенной совестливостью и самопожертвованием, его можно назвать и человеком тысячелетия.
Изучающая учебную литературу и программы ведущих вузов мира исследовательская организация при Колумбийском университете в Нью-Йорке Open Syllabus Project установила: работы Маркса занимают третье место в университетах Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Среди американских и других социологов Запада он, как правило, котируется выше всех, по цитированию занимает первое место. Как пишет английская «Гардиан»: «Невероятный факт нашего времени с его экономическими катастрофами – возрождение интереса к Марксу и марксистскому учению. Объём продаж шедевра политэкономии Маркса «Капитал» постоянно увеличивается… Возрождение интереса к марксизму, особенно среди молодых людей, вызвано тем, что он даёт инструменты для анализа капитализма, и особенно – капиталистических кризисов. Для молодёжи марксизм незапятнанное учение, они не связывают его с ГУЛАГом».
У нас же былое обожествление Маркса сменилось преданием его анафеме. Его имя исчезло из учебных программ вузов и университетов, а идеи замалчиваются. Доморощенные либералы и стоящие за ними столпы капитала сделали всё возможное для этого. Но не пора ли, наконец, и нам вернуть человека тысячелетия на положенное ему место?
Борода "сатаниста"
Критиковать Маркса и марксизм – любимое упражнение не только наших либералов. Недоброжелателей и без них хватает. Даже говорят: участь детей Маркса – кара «за его деяния». «Порой казалось, что Маркс одержим демонами, – пишет один из английских биографов Роберт Пейн. – У него было дьявольское видение мира и дьявольская же злоба». В книге его американского коллеги Ричарда Уармбрэнда «Был ли Карл Маркс сатанистом?» указывается на возможность связей Маркса с некой законспирированной сектой, а в числе доказательств приводится «манера носить густую бороду». Всё это, конечно, вздор…
Сколь бы ни тяжела, а может, и трагична его личная жизнь, он всё же был счастливым человеком. Как сказал кто-то: он сделал всё, что мог, остальное – дело человечества. Он сам признавал, что ничто человеческое ему не было чуждо. У Маркса имелся внебрачный сын от горничной Хелен Дельмут. Чтобы избежать разлада в семье Карла, Энгельс забрал ребёнка, сказав, что он его отец, и устроил в какой-то семье, которая воспитала его.