Юлиуса Фучика, чехословацкого журналиста первой половины 20 века, воспринимают как «коммунистического» писателя, абсолютно партийного идеалиста. Мало кто знает, что в детстве он играл в театре и довольно успешно, из-за чего переживал его отец, ведь на глазах рушились мечты о сыне-инженере. С увлечения именно театром начался путь Фучика в качестве журналиста (первые его работы – театральная и литературная критика).
Немногие слышали, что, когда писателю было 12 лет, ему пришлось пережить все ужасы Первой Мировой войны. Будучи ребенком, он видел, как резво идут в бой новобранцы и как скоро они возвращаются домой вперед ногами, под белой простыней.
Кто помнит, что он только в 18 лет посетил Прагу и влюбился в огни большого города? Он бродил по пражских улочкам завороженный и не замечал, как снова и снова оказывался перед особенно полюбившимися ему зданиями. С тех пор Прага стала его домом.
Зато все знают – «коммунистический» журналист и писатель. Яркие репортажи, эссе и очерки Юлиуса Фучика являлись характерными примерами партийной публицистики того времени. Но с крахом идей коммунизма, с разрушением соцлагеря ушла и популярность этого писателя. Люди перестали ценить Фучика, поставили под сомнение авторство его знаменитой книги «Репортаж с петлей на шее», хотя криминалистической экспертизой и был распознан его почерк при изучении рукописи. Отовсюду стирали его имя: названия станций метро, улиц, площадей.
Почему он верил в идеи коммунизма? Во-первых, по образованию Юлиус – философ, что является одной из причин его тесного знакомства с марксистской литературой. Во-вторых, положение пролетариата в Чехословакии, тем более в период экономического кризиса, определили пожизненную ненависть Юлиуса Фучика к капиталистическому строю. Он печалился прозябанием своего народа, а когда в 1930 году посетил СССР, где уже виднелись отблески «светлого будущего», то вдруг осознал, что появился пример «правильного» построения общества — по принципам коммунизма. Можно ли упрекать человека за любовь к человеку?
В 1939 году гитлеровская Германия оккупировала Чехию. Население мобилизовали как рабочую силу во «благо» немецкому народу. По плану верховных командующих Третьего Рейха, чехов должны были перевезти на добычу полезных ископаемых в Сибирь, когда СССР будет полностью уничтожен.
В условиях тяжелого труда, голода и плохого обращения Юлиус Фучик занимался «черной» журналистикой. Он не забросил свою газету «Руде право», а сделал из нее подпольно-патриотическое издание. Под своим именем писатель опубликовал множество статей и эссе в поддержку сопротивленческого движения. Однако в 1942 году его предали, Фучик был арестован Гестапо. И последний год своей жизни провел за решеткой, в ожидании расстрела. Там же журналист написал главную книгу своей жизни — «Репортаж с петлей на шее», в которой описал медленную смерть заключенного, его мысли и чувства.
Фучик рассказывает, как его подвергали не только физическим пыткам, но и моральным. Немцы приводили к журналисту его друзей, товарищей, жену и задавали один и тот же вопрос: «Вы знаете этого человека?» Стоило близким Фучика сказать «да» или как-то дать понять, что они его действительно знают, как их арестовывали. Особенно тяжело было жене, Густе, которая давно не видела мужа, так как он, занимаясь подпольным издательством, назвался другим именем и жил тайной жизнью, дабы не втягивать семью в опасное дело. Юлиус с теплотой говорит об этой сильной женщине, которая не дернула бровью, увидев его разбитое лицо. «Милая! Сдержала слово – ни при каких обстоятельствах не узнавать меня».
Так случилось, что в тюрьме находились в основном коммунисты, а те, кто не придерживался подобных взглядов в мирное время, стал разделять их в военное. И прежде, чем вы скажете: «Как можно так быстро менять свою точку зрения?» - проникнитесь значением слова «коммунист» на войне. Прежде всего оно означало сопротивление, бесстрашие в отношении борьбы с немецкими оккупантами. В «Репортаже» Фучик ничего не говорит о партийных взглядах, но много пишет о патриотизме и любви к своему народу.
Книга довольно интересна своей детальностью; можно сказать, что обычный репортаж увеличили во много раз и разглядели каждого человека под лупой. Причем упор Фучик делает не на внешность, а на поступки, на взгляды, на манеру общения. Кусочек портрета надзирателя: «Он входил в камеру с широкой улыбкой на лице, приносил заключенным еду, никогда не дрался. Не верилось даже, что он часами простаивает за дверью, подслушивая разговоры заключенных, и доносит начальству о самых ничтожных пустяках!»
Заканчивается «Репортаж с петлей на шее» прощальными письмами. Автор понимает, что больше никогда не увидит близких. Наверное, это самый жесткий отрывок произведения, потому что в своих обращениях Юлиус не плачет, не рвет волосы на голове, не буйствует. Он спокоен. Он смирен, словно человек с уже затянутой петлей на шее.
То немногое, что мы можем сделать для этого человека, нет, для этого героя, это последовать его последней просьбе: быть осторожными, не допускать разрастания антигуманистических идей, не молчать и не покорятся судьбе, работать над собой. Сейчас это особенно актуально в разгоревшейся войне толстых кошельков, когда каждый наделенный деньгами и властью решил, что имеет право делать все, что ему вздумается, идти против Конституции, против желания всего народа, против здравого смысла. Давайте будем бдительны.
Александра Горовая