Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 августа 2018 г.

Человек в петле

20 августа 2018

Юлиуса Фучика, чехословацкого журналиста первой половины 20 века, воспринимают как «коммунистического» писателя, абсолютно партийного идеалиста. Мало кто знает, что в детстве он играл в театре и довольно успешно, из-за чего переживал его отец, ведь на глазах рушились мечты о сыне-инженере. С увлечения именно театром начался путь Фучика в качестве журналиста (первые его работы – театральная и литературная критика).

Немногие слышали, что, когда писателю было 12 лет, ему пришлось пережить все ужасы Первой Мировой войны. Будучи ребенком, он видел, как резво идут в бой новобранцы и как скоро они возвращаются домой вперед ногами, под белой простыней.

Кто помнит, что он только в 18 лет посетил Прагу и влюбился в огни большого города? Он бродил по пражских улочкам завороженный и не замечал, как снова и снова оказывался перед особенно полюбившимися ему зданиями. С тех пор Прага стала его домом.

Зато все знают – «коммунистический» журналист и писатель. Яркие репортажи, эссе и очерки Юлиуса Фучика являлись характерными примерами партийной публицистики того времени. Но с крахом идей коммунизма, с разрушением соцлагеря ушла и популярность этого писателя. Люди перестали ценить Фучика, поставили под сомнение авторство его знаменитой книги «Репортаж с петлей на шее», хотя криминалистической экспертизой и был распознан его почерк при изучении рукописи. Отовсюду стирали его имя: названия станций метро, улиц, площадей.

Почему он верил в идеи коммунизма? Во-первых, по образованию Юлиус – философ, что является одной из причин его тесного знакомства с марксистской литературой. Во-вторых, положение пролетариата в Чехословакии, тем более в период экономического кризиса, определили пожизненную ненависть Юлиуса Фучика к капиталистическому строю. Он печалился прозябанием своего народа, а когда в 1930 году посетил СССР, где уже виднелись отблески «светлого будущего», то вдруг осознал, что появился пример «правильного» построения общества — по принципам коммунизма. Можно ли упрекать человека за любовь к человеку?

В 1939 году гитлеровская Германия оккупировала Чехию. Население мобилизовали как рабочую силу во «благо» немецкому народу. По плану верховных командующих Третьего Рейха, чехов должны были перевезти на добычу полезных ископаемых в Сибирь, когда СССР будет полностью уничтожен.

В условиях тяжелого труда, голода и плохого обращения Юлиус Фучик занимался «черной» журналистикой. Он не забросил свою газету «Руде право», а сделал из нее подпольно-патриотическое издание. Под своим именем писатель опубликовал множество статей и эссе в поддержку сопротивленческого движения. Однако в 1942 году его предали, Фучик был арестован Гестапо. И последний год своей жизни провел за решеткой, в ожидании расстрела. Там же журналист написал главную книгу своей жизни — «Репортаж с петлей на шее», в которой описал медленную смерть заключенного, его мысли и чувства.

Фучик рассказывает, как его подвергали не только физическим пыткам, но и моральным. Немцы приводили к журналисту его друзей, товарищей, жену и задавали один и тот же вопрос: «Вы знаете этого человека?» Стоило близким Фучика сказать «да» или как-то дать понять, что они его действительно знают, как их арестовывали. Особенно тяжело было жене, Густе, которая давно не видела мужа, так как он, занимаясь подпольным издательством, назвался другим именем и жил тайной жизнью, дабы не втягивать семью в опасное дело. Юлиус с теплотой говорит об этой сильной женщине, которая не дернула бровью, увидев его разбитое лицо. «Милая! Сдержала слово – ни при каких обстоятельствах не узнавать меня».

Так случилось, что в тюрьме находились в основном коммунисты, а те, кто не придерживался подобных взглядов в мирное время, стал разделять их в военное. И прежде, чем вы скажете: «Как можно так быстро менять свою точку зрения?» - проникнитесь значением слова «коммунист» на войне. Прежде всего оно означало сопротивление, бесстрашие в отношении борьбы с немецкими оккупантами. В «Репортаже» Фучик ничего не говорит о партийных взглядах, но много пишет о патриотизме и любви к своему народу.

Книга довольно интересна своей детальностью; можно сказать, что обычный репортаж увеличили во много раз и разглядели каждого человека под лупой. Причем упор Фучик делает не на внешность, а на поступки, на взгляды, на манеру общения. Кусочек портрета надзирателя: «Он входил в камеру с широкой улыбкой на лице, приносил заключенным еду, никогда не дрался. Не верилось даже, что он часами простаивает за дверью, подслушивая разговоры заключенных, и доносит начальству о самых ничтожных пустяках!»

Заканчивается «Репортаж с петлей на шее» прощальными письмами. Автор понимает, что больше никогда не увидит близких. Наверное, это самый жесткий отрывок произведения, потому что в своих обращениях Юлиус не плачет, не рвет волосы на голове, не буйствует. Он спокоен. Он смирен, словно человек с уже затянутой петлей на шее.

То немногое, что мы можем сделать для этого человека, нет, для этого героя, это последовать его последней просьбе: быть осторожными, не допускать разрастания антигуманистических идей, не молчать и не покорятся судьбе, работать над собой. Сейчас это особенно актуально в разгоревшейся войне толстых кошельков, когда каждый наделенный деньгами и властью решил, что имеет право делать все, что ему вздумается, идти против Конституции, против желания всего народа, против здравого смысла. Давайте будем бдительны.

Александра Горовая

Тэги: Публицистика
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Люди не меняются – это миф

    18.04.2022
  • Под сенью либерал-демократизма

    13.04.2022
  • Мы этой памяти верны?

    04.09.2018
  • В чем твоя проблема?

    04.09.2018
  • Баловать, нельзя наказывать! А где Вы поставите запятую?

    04.09.2018
  • Прилавок и трибуна

    73 голосов
  • Под сенью либерал-демократизма

    39 голосов
  • Люди не меняются – это миф

    12 голосов
  • В чем твоя проблема?

    11 голосов
  • «Феномен славянства – великое личное волнение»

    10 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS