Мы оказались в мире, поражённом вирусом тревоги, общего беспокойства, если не сказать – массового психоза. Что, как не телевидение, может действенно противостоять этому? Слава богу, находятся люди, чьё появление на экране внушает оптимизм и уверенность в том, что всё будет хорошо.
По мнению любителей ТВ, с кем доводилось беседовать, внешность Анатолия Кузичева не очень телегенична. В самом деле, когда видишь его на экране, закрадывается мысль, что на этом месте мог бы быть человек миловиднее. Хотя это дело вкуса. С другой стороны, Артёма Шейнина тоже красавцем не назовёшь. Значит, за красоту в этой передаче отвечает Катя Стриженова.
Если представить карьеру известного журналиста, радио- и телеведущего, обозревателя, продюсера одним образным словом, можно сказать просто: зигзаг. Да и самого Анатолия можно, пожалуй, назвать «человек-зигзаг». Поясню это кратким перечислением этапов его профессионального и творческого пути.
Коренной москвич Кузичев окончил строительный институт и учился на социологическом факультете МГУ. Проходил военно-морскую службу на корабле «Маршал Неделин». В послужном списке журналиста работа на канале «ТВ 6 Москва», где он вёл программу «День за днём»; на Третьем канале – ведение информационно-развлекательной программы «Большое плавание»; на ОРТ – в программе «Доброе утро», там он был ведущим; на радиостанциях «Эхо Москвы», «Маяк», «Вести ФМ» и «Коммерсант FM»; на телеканалах «Россия 1» и «Царьград ТВ»… Многие проекты эфирных гигантов он начинал с нуля и сдавал «под ключ». За медийные подвиги не раз был удостоен премии «Радиомания».
По-настоящему широкая известность пришла к нему во время ведения предвыборных парламентских и президентских дебатов 2016 и 2018 годов. Эта задача требовала особого умения, и даже искусства.
Претендующие на места в Государственной думе и пост президента России нередко вели себя провокативно, выходили за рамки «парламентского» поведения. Требовалось тонкое умение остужать и окорачивать особо зарвавшихся кандидатов. Причём делать это деликатно, корректно, но чётко. Кузичев мастерски справлялся с возложенными обязанностями. Пригодились знания и навыки, полученные на флоте, в строительстве и в ходе социологических штудий. Не говоря уж о богатом журналистском опыте, когда в прямом эфире он то и дело отражал наскоки звонящих в студию возбуждённых слушателей.
Умение квалифицированно модерировать ток-шоу предполагает, что ведущий чутко улавливает вектор общей дискуссии, перемены в состоянии приглашённых экспертов, настроение гостей в студии и тех, кто в данный момент находится у экрана телевизора. Надо знать, когда эмоциональный градус разговора стоит поднять вбросом порции актуального материала, а когда – охладить темперамент спорящих: опустить в реактор дискуссии графитовые стержни видеосюжета или рекламы. Кузичев мастерски избавляется от вируса истерии.
Стиль его дирижёрской работы состоит в спокойном, ироничном и умиротворяющем ведении диалога. Когда в течение передачи «Время покажет» эстафетная палочка переходит от Шейнина к Кузичеву, разгорячённые собеседники успокаиваются и стихают. Скажут: «А что же в этом хорошего? Зритель только и ждёт, когда спорщики от слов перейдут к рукопашному бою». Это кому как. Но представляется, в наше нервное пандемическое время порция успокоительного не повредит.
Когда обсуждается вопрос, в котором, как сказал бы Розанов, неясного и нерешённого больше, чем понятного, позиция Кузичева созвучна тревогам и сомнениям, охватившим общество. Если бы он стал «забивать гвозди» и формулировать жёсткие истины, мы бы сами усомнились в его правоте. Гамлетовские сомнения оказались тут более кстати. Ведущий выходит на подиум без готовых решений; его задача – нащупать истину на глазах миллионов телезрителей. Он уловил настроение, близкое большинству из нас: о серьёзной опасности надо говорить спокойно, без истерик.
Ведущие политических ток-шоу обладают оригинальным стилем. Если обозначить его одним словом, то Романа Бабаяна можно назвать серьёзным, Дмитрия Куликова – взрывным, Сергея Михеева – энергичным, Евгения Попова – добродушным, Ольгу Скабееву – сердитой, Владимира Соловьёва – язвительным, Екатерину Стриженову – хлопотливой, Андрея Норкина – ироничным, Артёма Шейнина – брутальным, ну и так далее. Конечно, это упрощение, схематизация, но в основе личности каждого модератора студийной беседы, очевидно, лежит то или иное психологическое свойство.
Особенность профессиональной манеры Анатолия Кузичева определяется таким словом, как «спокойствие». Это качество можно уточнить синонимами: уравновешенность, объективность, выдержка. Не припомню, чтобы он был выведен из себя, повысил голос, извергал грозные инвективы и скрипел зубами. Что этому причиной – опыт службы на флоте и учёба в строительном институте? В любом случае привычка не психовать попусту достойна уважения.
Его коллега Шейнин порой заводится с пол-оборота. Но штука в том, что, когда диалог ведёт Кузичев, градус разборок не возгоняется до опасного уровня. Своим присутствием он усмиряет полемических хамов.
Речь не о том, что в душе ведущего царит нордическое спокойствие. Легко заметить, как по его лицу блуждает то лёгкое негодование, то возмущение, то тень иронической улыбки, но он умеет держать себя в руках.
Трудно сказать, как дальше сложится его медийная планида. Но что-то подсказывает, что зигзаги судьбы ещё не окончились.
Сергей Казначеев