Цена железнодорожных билетов в Союзном государстве и СНГ растёт непропорционально расстоянию и качеству перевозок
Чиновники и «официальные» аналитики объясняют постоянное удорожание железнодорожных пассажирских билетов вынужденным ответом отрасли на инфляционные процессы. Но многие эксперты видят причину в повышенной изношенности основных фондов железнодорожного транспорта, которую из-за дефицита инвестиционных ресурсов оплачивают потребители, то есть сами пассажиры. Качество перевозок улучшается очень медленно. По крайней мере, уже который год оно существенно «запаздывает» в сравнении с ростом цен на билеты.
По мнению кандидата технических и экономических наук Артемия Шацкого (Псков), «обновление парка пассажирских вагонов и железнодорожных путей существенно отстаёт в России и других странах СНГ от спроса на пассажирские перевозки, как и от международных стандартов качества-комфортности на транспорте. Поэтому пассажиры платят больше за такое же, как прежде, если не за худшее качество поездки».
Ситуация в этой сфере в рамках Союзного государства парадоксальная. Скажем, купейное место в поездах из России в белорусские города, расположенные вблизи белорусско-российской границы, обойдётся пассажиру, по данным РЖД, минимум в 1900–2100 рублей, плацкартное – в 900 рублей. А место СВ (то есть люкс) – минимум 2750 руб. Хотя ехать всего 6–10 часов. Вряд ли цена купейных и, тем более, вагонов СВ по карману большинству потенциальных пассажиров, которым нужно доехать из Москвы в географически наиболее приближённые к России Витебск, Гомель, Пинск, Могилёв, Оршу, Полоцк, Новополоцк, Рогачёв или в обратном направлении. Получается, что, вольно или невольно, многих граждан Союзного государства «отсекают» от комфортной поездки даже в соседние регионы Союза…
На поездки в близкие к России регионы Украины железнодорожные расценки схожие, хотя и здесь время в пути едва превышает 10 часов. Что касается самих поездов на упомянутых направлениях, они в большинстве своём переоборудованы из вагонов бывшей ГДР (главным образом с работавшего почти на весь СССР в 1970–1980-х годах завода в Котбусе). Встречаются также переоборудованные вагоны из бывших ЧССР и Польши. А вагоны высшего класса в направлении, например, Украины – это преимущественно разделённые надвое четырёхместные купе. Фактически это «мини-хрущёвки» на вагонных тележках. Зато цена поездки едва ли не запредельная…
Из-за чрезвычайной изношенности этих тележек, равно как и рельсов, укачивает пассажиров и в вагонах вроде бы высшего класса. Причём зачастую до опасных для здоровья пределов. А теснота в таких вагонах ведёт, вдобавок, к недостатку воздуха, что пытаются замаскировать включением кондиционеров на полную мощность (тепло или холод в зависимости от сезона). Дышать из-за этого становится ещё труднее.
В большинстве гостиниц белорусских и украинских городов, расположенных вблизи России, четырёхдневная стоимость стандартного двухместного номера (санузел, холодильник и телевизор) с завтраками сейчас оказывается минимум вдвое ниже стоимости четырёх купейных билетов (то есть двух – туда и двух – обратно), а относительно СВ – втрое, а то и вчетверо…
Заметим, что в Турции (куда более отдалённой от России и большинства стран СНГ) недельный отдых трёх-четырёхзвёздочного уровня на двоих с полным пансионом и чартерными рейсами туда-обратно обойдётся в 1000–1500 долларов. То есть – в несколько раз дешевле 5-дневного пребывания двоих россиян в стандартном гостиничном номере (только с завтраком) в Беларуси или Украине «благодаря» стоимости хотя бы минимально комфортных железнодорожных билетов. Потому так и манит нас «берег турецкий»…