Работу центральных телеканалов пора критиковать не за то, что они делают, а за то, чего они не делают. Потому что на критику конкретных проектов руководители телеканалов, как показывает практика, внимания не обращают и ничего исправлять не собираются. Такой ватный приём: бейте, сколько хотите, – я подставляю подушку и ваши кулаки тонут в бездонной пуховой массе. А вот предъявить счёт по отсутствию на каналах тем жизненно важных, ну просто суперважных для нашего народа, можно. И тут возразить будет очень трудно. Если раньше приходилось считаться с телевидением как с искусством и судить о нём (или его) по законам, им самим для себя созданным, то теперь настала пора судить телевидение по «советским законам», как говорил известный герой из «Кавказской пленницы».
Всему мировому сообществу уже давно должно быть понятно, что всякое покорение природы и приспособление её под свои человеческие нужды даром для того же самого человечества не проходит. Это очевидно всем. Тысячи телеканалов по всему миру каждый день сообщают о природных катаклизмах – землетрясениях, наводнениях, тайфунах, ураганах, лесных пожарах, техногенных катастрофах и пр.
Телевидение же наше распрекрасное, высочайше одобренное телевидение отнюдь не утруждает себя анализом свершившихся природных катаклизмов, не устанавливает для широкой аудитории причинно-следственных связей происходящего беспокойства природы, планеты. Ведь это очень удобно – делать рейтинги каналов на показе душераздирающих сцен, где всё рушится, где море крови и воды. Телезритель-то сидит в уютном кресле, и ему всё по барабану. Ему самому, то есть телезрителю, в голову не приходит, что идиотический лозунг мичуринцев «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача!» в конце концов сведёт всё человечество в общую (читай, братскую) могилу!
В медицине известна одна неизлечимая болезнь (будем справедливы, в медицине не одна неизлечимая болезнь – их у неё несметное количество), ей даже название придумать не могут. Эта болезнь очень символична! Она похожа на неизлечимую болезнь нашей планеты. У человека по неизвестным причинам вдруг начинают зарастать лёгкие, происходит трансформация лёгочной ткани. Никто и ничто не может остановить этот процесс. С каждым днём дышать человеку становится всё труднее и труднее. Объём лёгких сокращается, как шагреневая кожа. Наступает момент, когда не остаётся ни одного полезного дюйма дыхательного органа, способного принять жизненно необходимый человеческому организму кислород. Человек задыхается и в муках погибает.
А наше телевидение, такое умное, такое развлекательное, такое богатое (по крайней мере, отдельные его представители) и дальновидное, совсем упустило из виду, человечество, и наша страна в частности, заболело этой болезнью давно и никак не борется с ней. Вернее, борется, но так же, как медицина, с последствиями, а не с причинами.
Речь идёт о лесных пожарах.
Ежедневно с лица земли исчезают сотни, тысячи, десятки тысяч гектаров леса. Лес для человека – те самые лёгкие, которые поражены неизлечимой болезнью и сокращаются в объёме, как шагреневая кожа.
Телевидение ничего, или почти ничего, не говорит о том, что, если с лесом так пойдёт и дальше, потомки наши уже в третьем колене проклянут всех, кто жил в начале XXI века, за их безмозглость, цинизм, бездушие и беспощадное отношение к собственным детям и внукам. Мы, наше сегодняшнее поколение российского народа, можем остаться в истории Земли как стадо человеко-динозавров мезозойски придурковато-алчного периода.
Никто не спорит, что лесные пожары тушить надо и даже ещё оперативнее. Но если каждый житель нашей необъятной Родины не прочувствует в душе своей боль зарастающих лёгких, никакой Шойгу, даже если его клонировать в ста, в тысячах экземплярах, не спасёт нас и наших потомков от кислородного голодания.
Если центральное телевидение считает, что заниматься проблемой лесных пожаров – это удел только региональных каналов, то оно глубоко заблуждается. И если кому-то кажется, что проблема далека от нас, до неё тысячи и тысячи километров, то надо признать того наивным слепцом или просто разгильдяем... Пожары могут подобраться к тем, от кого зависит их существование, намного ближе, чем они себе это представляют. Несколько лет назад Москва уже получила наглядный урок, что есть отсутствие воздуха, что есть, когда дым вместо воздуха. Никакой мэр не в состоянии был спасти жителей мегаполиса, выживал кто как мог. Но ведь это, как говорится, ещё семечки.
У чиновников от телевидения (да и не только, это вообще профессиональный признак: быстро засыпать, забывать проблему, как будто и духу её вчера не было!) не сосёт под ложечкой от нависающей над страной опасностью, они не осознают необходимости превратить проблему сохранения русского леса в проблему первостепенной важности для всего общества, начиная с последней уборщицы и кончая первыми министрами.
Кто должен дать нашему телевидению хорошего, прочувствованного пинка под зад, чтобы оно сделало маленький шажок вперёд к спасению собственного народа и будущих поколений?! Где этот «кто»?!