Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Чем мы ответили художнику

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

Наша победа. Плакаты Великой Отечественной войны 1941–1945 годов / Составители Снопков А.Е., Снопков П.А., Шклярук А.Ф. Автор текста и дизайнер Шклярук А.Ф. – М.: Издательство «КОНТАКТ-КУЛЬТУРА», 2010. – 256 с.; 397 ил.; на русск. и англ. яз. – 3000 экз. – (Издательская программа правительства Москвы).

В 1941 году на нас напали. Очень хорошие солдаты, объединённые в лучшую в мире армию. Но большинству из них было суждено погибнуть на Русской земле. А нам – победить в очередной войне.
Подвела немцев пропаганда. Которая не была плохой, напротив, она была очень и очень хорошей. Не учла она одного: против лучшей в мире армии будет воевать самый творческий, самый организованный, самый дисциплинированный и самоотверженный, самый свирепый в мире народ. Народ, а не его часть. Не аристократы народа, но сам народ-аристократ, превыше всего ценящий воинские доблести.

Парадокс: у нас к 1941 году не осталось фигуры в искусстве, равной Лени Рифеншталь. Но это вовсе не означало, что данное поле некому обработать. Самый почитаемый русский герой носит имя Неизвестный Солдат, такие же воевали и «шершавым языком плаката».

Нет, их имена не забыты. Ими не только снабжена каждая репродукция, помещённая в очень (в нынешней рецензии будет много слова «очень», ибо война – всегда чрезмерность!) хорошей книге, вышедшей в рамках издательской программы правительства Москвы, – они даже приведены в конце труда списком. И?

И ничего, повторяю, ничего особенного: никто из списочного состава не наследил неизгладимо в мировой эстетике. Немцы оказались в этом деле поизящнее, но всё равно проиграли.

По нашим плакатам можно изучать физиогномику. Не изобретённого агитацией юберменша, но настоящего русского сверхчеловека. Русский воитель носит все признаки расы: он светловолос, сам волос его вьётся, у него высок лоб. Даже такая деталь, как вертикальная морщина на лбу, не была забыта художниками. Это всё признаки чистопородного европейца. Арийца большего, чем англосакс. Однако у нашего солдата не слишком утончённые черты лица, он не противопоставлен трудовой массе. Он – не верхушка русского люда. Он просто русский. Лучший в мире. Самый сильный. Вот такой, какой он сейчас, а не такой, каким его хотели бы видеть правители.

Надо бить врага. И плакат продолжал его бить, взывая к самым-самым возвышенным и в то же время очень-очень глубинным чувствам. Чувствам, которые современный художник Алексей Беляев-Гинтовт пометил словосочетанием «Родина-дочь». Производным от впечатанного в нас навеки «Родина-мать».

Мать не столько нуждается в защите, сколько даёт силу. В ней, Русской земле, мы умираем и возрождаемся. Ребёнок – вот кто нуждается в нас. Особенно – дитя женского пола. Каждая из русских девочек – будущая Русская Земля в Галактике Русь.

Для немцев война была борьбой за жизненное пространство. Для нас – русских – борьбой за Вселенную. За Космос. Русский космос. Русский порядок. В котором не будет выродков с низкими лбами, прогнатными челюстями, утиными носами. В общем, врагов, которые с самого начала войны лишились на наших плакатах всех расовых признаков европейца.

Сим победили.

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS