Наша победа. Плакаты Великой Отечественной войны 1941–1945 годов / Составители Снопков А.Е., Снопков П.А., Шклярук А.Ф. Автор текста и дизайнер Шклярук А.Ф. – М.: Издательство «КОНТАКТ-КУЛЬТУРА», 2010. – 256 с.; 397 ил.; на русск. и англ. яз. – 3000 экз. – (Издательская программа правительства Москвы).
В 1941 году на нас напали. Очень хорошие солдаты, объединённые в лучшую в мире армию. Но большинству из них было суждено погибнуть на Русской земле. А нам – победить в очередной войне.
Подвела немцев пропаганда. Которая не была плохой, напротив, она была очень и очень хорошей. Не учла она одного: против лучшей в мире армии будет воевать самый творческий, самый организованный, самый дисциплинированный и самоотверженный, самый свирепый в мире народ. Народ, а не его часть. Не аристократы народа, но сам народ-аристократ, превыше всего ценящий воинские доблести.
Парадокс: у нас к 1941 году не осталось фигуры в искусстве, равной Лени Рифеншталь. Но это вовсе не означало, что данное поле некому обработать. Самый почитаемый русский герой носит имя Неизвестный Солдат, такие же воевали и «шершавым языком плаката».
Нет, их имена не забыты. Ими не только снабжена каждая репродукция, помещённая в очень (в нынешней рецензии будет много слова «очень», ибо война – всегда чрезмерность!) хорошей книге, вышедшей в рамках издательской программы правительства Москвы, – они даже приведены в конце труда списком. И?
И ничего, повторяю, ничего особенного: никто из списочного состава не наследил неизгладимо в мировой эстетике. Немцы оказались в этом деле поизящнее, но всё равно проиграли.
По нашим плакатам можно изучать физиогномику. Не изобретённого агитацией юберменша, но настоящего русского сверхчеловека. Русский воитель носит все признаки расы: он светловолос, сам волос его вьётся, у него высок лоб. Даже такая деталь, как вертикальная морщина на лбу, не была забыта художниками. Это всё признаки чистопородного европейца. Арийца большего, чем англосакс. Однако у нашего солдата не слишком утончённые черты лица, он не противопоставлен трудовой массе. Он – не верхушка русского люда. Он просто русский. Лучший в мире. Самый сильный. Вот такой, какой он сейчас, а не такой, каким его хотели бы видеть правители.
Надо бить врага. И плакат продолжал его бить, взывая к самым-самым возвышенным и в то же время очень-очень глубинным чувствам. Чувствам, которые современный художник Алексей Беляев-Гинтовт пометил словосочетанием «Родина-дочь». Производным от впечатанного в нас навеки «Родина-мать».
Мать не столько нуждается в защите, сколько даёт силу. В ней, Русской земле, мы умираем и возрождаемся. Ребёнок – вот кто нуждается в нас. Особенно – дитя женского пола. Каждая из русских девочек – будущая Русская Земля в Галактике Русь.
Для немцев война была борьбой за жизненное пространство. Для нас – русских – борьбой за Вселенную. За Космос. Русский космос. Русский порядок. В котором не будет выродков с низкими лбами, прогнатными челюстями, утиными носами. В общем, врагов, которые с самого начала войны лишились на наших плакатах всех расовых признаков европейца.
Сим победили.