Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 января 2015 г.
Искусство

Чем ночь темней, тем звёзды – ярче

28 января 2015

Благотворительный фонд имени П.М. Третьякова в девятый раз назвал своих лауреатов

Минувший год останется в нашей истории годом перемен и потрясений. Пресловутое китайское проклятие в минувшем году склоняли на все лады, но оказалось, что пугают человека не перемены сами по себе, какими бы глобальными они ни были, а необходимость искать способы, как вписать в них свою обычную повседневную жизнь, в которой семья–дети–работа–мечты–планы. Когда казавшийся незыблемым мир буквально на глазах начинает меняться до неузнаваемости, самое трудное – продолжать выполнять обязательства, взятые на себя во времена стабильности и благо­получия.

В 2006-м Благотворительный фонд имени П.М. Третьякова учредил для сотрудников Третьяковки премию «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству». Церемонию награждения проводят каждый год, приурочивая её к дню рождения основателя галереи. Декабрь 2014-го менее всего располагал к мероприятиям подобного рода: зима тревоги нашей была в самом разгаре. И если бы традиция прервалась по вине обстоятельств непреодолимой (кто бы спорил?) силы, вряд ли это кого-то удивило бы. Похоже, однако, что само это понятие в лексиконе президента фонда Виктора Михайловича Бехтиева отсутствует – он мечтает дожить до того времени, когда все сотрудники галереи станут лауреатами премии имени Третьякова!

Выбирать каждый раз достойнейших из достойных попечительскому совету фонда и легко и сложно, ведь галерея с самого своего основания держится на подвижниках. Валентина Моисеевна Бялик начинала экскурсоводом. О сокровищах Третьяковки может рассказывать бесконечно, непостижимым чутьём угадывая, что будет интересно именно этой группе, хотя людей, вместе с ней совершающих путешествие от картины к картине, видит впервые. Не один десяток лет Валентина Моисеевна отдала детской студии Третьяковки. Неудивительно, что сегодня туда приходят уже дети, а то и внуки тех, с кем Валентина Моисеевна занималась ещё в начале 90-х годов. А в экскурсионном отделе уже работает её внучка – Даша, унаследовавшая бесценный бабушкин талант.

Татьяна Поликарповна Губанова – тоже наследница по прямой: её отец Поликарп Иванович Лебедев возглавлял Третьяковку 30 лет, и это были не самые благополучные для галереи времена. Коллеги между собой называют Губанову министром иностранных дел ГТГ – она заведует отделом по культурным связям с зарубежными странами. Когда в 1982 году музей получил право на самостоятельные международные проекты, Татьяна Поликарповна начала осваивать нелёгкую науку ведения переговоров. Партнёры Третьяковки знают – такого переговорщика ещё поискать! В 90-х и 2000-х масштабы международной выставочной деятельности ГТГ были сопоставимы только с размахом Эрмитажа.

В музейном деле династия – скорее, правило, чем исключение. Одна из премий последние пять лет вручается сотрудникам музеев из российской глубинки, и третий лауреат – заместитель директора Оренбургского музея изобразительных искусств по научной работе Лидия Сергеевна Медведева, тоже когда-то приняла эстафету от своего отца – основателя и первого директора музея Сергея Андреевича Варламова.

Вечер в Третьяковке собирает не только сотрудников, но и друзей галереи. Директор библиотеки киноискусства им. С. Эйзенштейна Екатерина Хохлова, праправнучка Павла Михайловича, ради этой встречи откладывает все дела, ведь галерея – часть и её жизни: «Если внимательно вглядеться, то в каждом поколении повторяется одна и та же история – чем дольше живём, тем труднее поддерживать устои, основы, традиции. Сетовать на трудные времена бессмысленно – лёгких не бывает. Всё зависит только от нас. Как говаривали классики – дело надо делать, а не ныть. Вот по этому принципу галерея и живёт».

Ну, не странно ли: в стране кризис, рубль обесценивается, нефть дешевеет, банкиры приходят в отчаяние от размера ставок рефинансирования, а те, кто посвятил себя заботам о культуре, на которой этот самый кризис скажется больнее всего, словно никакой катастрофы и не видят. «А её и нет, катастрофы, – убеждён Сергей Шумаков, директор телеканала «Культура». – Как эта женщина из Оренбурга рассказывала о своём музее! Она же срослась с ним. И даже если всё у неё отнимут, она будет жить музеем, и музей будет жить. В России вся культура стоит на таких, как она. И так всегда было».

Директор ГТГ Ирина Лебедева даже улыбается: «Знаете, грянувшие испытания помогли многим понять простую вещь: когда земля из-под ног уходит, начинаешь особенно ценить незыблемое – традицию, и обнаруживаешь – мир не вращается вокруг тебя и не создан для твоего комфорта. Традиция – лучшее противоядие от гордыни: она даёт человеку возможность определить его настоящее место в этом мире. Это не всегда приятно. Зато полезно».


Тэги: Музейное дело
Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Выставка-размышление

    14.03.2025
  • Петербург дипломатический

    21.02.2025
  • Память о нём жива

    21.02.2025
  • Как прощались с императором

    14.02.2025
  • «Глаза» блокады

    31.01.2025
  • Родовое гнездо гения

    10 голосов
  • Тамара Мельникова: «Служу, люблю, надеюсь»

    8 голосов
  • Истинный гвинеец

    7 голосов
  • Жил среди островитян

    7 голосов
  • Зазеркалье ушедшей эпохи

    6 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS