, БРЮССЕЛЬ
Случилось, как уверяют многие политики и эксперты, историческое событие – Евросоюз получил постоянного президента и министра иностранных дел. Европа вступила в новую эру.
Кто же стал «главными мандаринами» нынешней Европы? Наискромнейший и тишайший политик Королевства Бельгия, «чемпион компромисса», франко-германский кандидат Херман ван Ромпей, который после назначения на должность пошёл выгуливать своего пса.
И британская баронесса леди Эштон, приехавшая в Брюссель по другим делам – она должна была замещать комиссара ЕС по торговле, досрочно отбывшего в Лондон. Командировка баронессы в Брюссель закончилась чудом – не имея никакого опыта дипломатической работы за спиной и не владея никакими иностранными языками, баронесса возглавила внешнеполитическую работу Евросоюза.
Оба вновь назначенных высоких чиновника схожи в одном – они абсолютно лишены какой-либо харизмы.
К очевидным достоинствам ван Ромпея можно причислить его многоязычие. В свободное от работы время он – поэт в жанре японского хайку и заядлый блогер. Баронесса же может произносить речи без бумаги, легко и непринуждённо жонглируя тяжеловесными оборотами деревянного чиновничьего языка.
В ведении обоих деятелей теперь – внешнеполитическая деятельность Евросоюза. Президент Совета ЕС готовит саммиты на высшем уровне и представляет ЕС за его пределами на уровне глав государств и правительств. Верховный представитель осуществляет внешнеполитическую работу на уровне министров иностранных дел, координируя усилия стран-членов на этом уровне. В следующем году должна быть организована новая структура – Европейская служба внешних действий, де-факто МИД ЕС. Сие мудрёное название было придумано для того, чтобы избежать любых намёков на то, что ЕС может вступить в конкуренцию с национальными правительствами в области внешней политики. Однако куртуазность в названии не мешает сосредоточить в руках высокого представителя Службы внешних действий немалую власть. Внешнеполитическая инициатива Евросоюза теперь не только его право, но и обязанность.
Святой Херман, как шутливо величают его соотечественники, имея в виду его нарочитую скромность, в Бельгии известен как «хранитель» и «проводник», но только не новатор и инициатор. Как президент Совета ЕС, он в первые же минуты после назначения успел откреститься от желания иметь собственное мнение по каким-либо вопросам: он только выразитель общей позиции и председатель, распорядитель бала, где правят другие.
Многие бельгийские аналитики восприняли назначение ван Ромпея как знак обеим общинам Бельгии, фламандской и валлонской: вам выгодно сохранение единого Бельгийского государства, не надо сепаратизма. Всем опять бросается в глаза отход от принципов балансирования интересов стран-членов – Бельгия явно осыпана щедростями больше других.
Что касается баронессы Кэтрин Эштон, или Кэти, как называют её коллеги, то «предпринимать инициативы» вменяется ей в обязанности.
Восхождение британки на пост главы европейской дипломатии означает и полное смещение акцентов в глобальной политике. Так называемый Запад, как известно, состоит из развитых стран Европы и США. Но теперь по обе стороны Атлантики внешней политикой будут заправлять англосаксы. Ясно, Великобритания теперь не только не покинет Евросоюз, как грозилась, но будет его лепить и строить по своему уразумению. Так что ожидать движения в направлении создания Европейской обороны, не зависимой от НАТО, о которой часто говорил президент Франции Николя Саркози, теперь не приходится. Напротив, под руководством британки связи Европы с НАТО, где заправляют американцы, только укрепятся.
«Англизация» внешней политики ЕС и дальше осложнит отношения с мусульманским миром, где никто не забыл и не простил лейбористам их горячую поддержку решения президента Буша о вторжении в Ирак. Баронесса не принадлежала к противникам вторжения и оккупации.
Стоит ждать «англизации» политики Евросоюза и в отношениях с Россией, что не сулит нам ничего хорошего – наши отношения с Англией известны. Внешнеполитическая активность ЕС усилится по всем традиционным «британским» направлениям: усиление «Восточного партнёрства» с его явно антироссийской направленностью, дальнейшее расширение ЕС и НАТО на восток, интеграция Балкан.
Усложнится сам фон отношений Россия–ЕС, так как на градусы подпрыгнет критика России в отношении свободы слова и прав человека.
Правда, нам на руку могут сыграть внутренние противоречия в ЕС. Раскол в альянсе Святого Хермана и баронессы уже намечен: он – убеждённый противник вхождения Турции в ЕС, она – горячий сторонник расширения. Он – выразитель франко-германских интересов и традиций, она – глобальных амбиций Великобритании и США.
Примирить эти два противоборствующих видения будущего Европы, думается, не под силу ни «чемпиону компромисса», ни баронессе.