Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Через белое поле

01 января 2007

НОВАЯ ПОЭЗИЯ

Николай ВОСКРЕСЕНСКИЙЕлена ДОРОГАВЦЕВА, москвичка, юрист по образованию, окончила Институт государства и права РАН

* * *
Не задевая кра’я пустых небес,
лето кончалось, как существо живое:
тусклым огарком падало в мокрый лес,
билось и тлело в дикой малине, хвое,
гибло у ног. А сверху, где был просвет,
шум становился тоньше степного воя –
пела листва, как с клироса: горя нет,
будет тепло – плодами, плоды – землёю.
Горьким глухим покоем в тебя текло
чуть забродившее, как от малины сочной,
сладкое материнское молоко.
Ягоды падали, не достигая почвы.

* * *
В чешуе снежной, в кромешной белизне
оживают фантазии девочки и подростка.
Снег рассыпается и, рассыпаясь плоско,
лежит на земле.
Хрустнет ли тонкая корочка. Ты во сне
щупаешь воздух, ищешь в морозе завязь.
Тонешь по пояс в сухой воде,
пытаясь
то ли увязнуть, то ли ползти. Нигде
не замедляя дыхание, не обжигая запястье
колющим снегом. Не
веря в такое счастье.

* * *
Переходя в другое естество,
мы все подобны бабочкам из теста.
Мы – грубое простое вещество,
цитата из заученного текста,
где каждому присвоено число,
и нет греха позорнее, чем бегство.
Кем будем мы, какой кривой водой,
каким остатком, памятью, событьем
из нас сольются золотые нити
или отмерят цинковый постой.
Всё, что меня соединит с тобой,
гораздо больше первого соитья.
Лишь неизменно в полной тишине
больного солнца голубая глыба
блеснёт со дна, как заспанная рыба,
и всё вокруг в жемчужной чешуе,
и повар – зверь, и ученик опасен.
Никто из нас быть пеплом не согласен,
но этим светом, этой чешуёй…

* * *
Горел ли куст на пройденном пути?
Что мы могли, когда в пурпурном свете
нам Серафим скомандовал идти,
и мы пошли счастливые как дети,
под этот гром, гранит, дамоклов меч,
под это изощрённое увечье.
Но разве я могла бы так сберечь,
чтобы любить теперь по-человечьи.
Чтобы нестись бедою под откос
и не искать тебя вне оболочки.
Так здание, идущее под снос,
растаскано жильцами на кусочки –
моей любви остывшее жнивьё,
моей тяжёлой, давящей, прямою.
Жизнь стала ахиллесовой пятою.
Мы были безупречны вне её.
Теперь хоть режь, хоть на могилы рви,
хоть посылай от храма до мечети.
Все подвиги мои не от любви,
а от того, что страшно жить на свете.

* * *
На окраине Харькова – где вы окажетесь все
в своё время – на скользком холме, без печали, без силы,
по колено в крапиве, по локоть в осенней росе,
мы искали могилы, твои родовые могилы.
Бегал пегий щенок, но боялся ко мне подойти.
Он искал свою сытость, как люди – тепла и ночлега,
и заглатывал всё, что ему удавалось найти:
и гнилое яйцо, и малину сухого побега.
Я звала его нежно, а ты уходил далеко.

Выше шли по холму, хоронили кого-то беззвучно.
Я старалась не плакать, но горе по нёбу текло
и душило, как жизнь, бесполезная, грубая, сучья.
Всё запомню: и стол, и ограду, и сломанный сук,
о который ударилась, быстро спускаясь, неловко,
вынимающий жилы тот жуткий растянутый звук
двух порожних вагонов,
столкнувшихся на Сортировке.
Напитается памятью сладкой ухоженный сад,
оттого эта мякоть тебе изначально знакома,
там на улицах, ниже, где чёрный растёт виноград,
прямо там, под окном, на стене бесконечного дома.

* * *
Мы идём по берегу. Слева шелестит вода,
справа холм, за ним озеро, за озером шоссе, провода.
Ерунда, конечно, вся эта наша «беда».
Под ногами дохлая рыба, рваные невода.
Ты идёшь по гальке в ботинках, молчишь в тоске.
Я иду босиком и ноги мои в песке.
Нем пескарь и окунь на леске, на волоске –
всё, конечно, порвано, только когда и с кем.
Там, за этим озером, будет иная жизнь.
Просыпайся с другими утром, в постель ложись
и держись за воздух, когда закричишь в беде.
От Москвы до Кёнига, больше уже нигде.

* * *
По белому полю, по следу тяжёлых колёс
до ближнего леса, до речки, замёрзшей в изгибе,
где плёс, запорошенный, чертополохом порос.
Ни птицы, ни зверя – одна тишина и погибель.
Гремят фейерверки вдали, у тебя за спиной,
мелькают гирлянды, и ёлки горят у застолья,
и блочные башни блестят ледяною стеной,
а здесь впереди только воздух и долгое поле.
Есть где-то дорога, но глазом не виден просвет,
и снег редким пухом цыплячьим – рябая завеса.
Сливается небо с пролеском и сходит на нет
в овраге, где холм поднимается лиственным лесом.
Иди и молчи, и кричи хоть на все голоса –
никто не услышит, никто не узнает причину.
Никто не увидит больного кривого лица
и не распознает в тебе ни дитя, ни мужчину.
В каком из бесчисленных «я» отражается ложь?!
Но, как ни цепляйся за край невесомости ватной,
на мёрзлой земле не оставишь следов от подошв,
когда ты пойдёшь через белое поле обратно.

Обсудить в группе Telegram

Елена Дорогавцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS