Как сообщал «ЛАД», в Беларуси и через Беларусь запланировано сооружение новых трансъевропейских судоходных артерий. Расширение судоходной сети на западе бывшего СССР охватит и российский Северо-Запад, включая Калининградскую область.
По данным Измаильского (Украина) интернет-агентства, украинские власти готовят пакет документов для участия в одобренном Евросоюзом проекте транснационального водного пути Херсон – Днепр – Западная Двина – Рига. По мнению руководства минтранса Украины, «строительство судоходного канала Херсон – Рига станет крупнейшим проектом за всю историю этого региона». Инициаторами этого проекта являются Беларусь, Украина и Латвия. Причём основным поставщиком судов для этой артерии, по имеющейся информации, наверняка станет Россия.
Для стыковки днепровского и прибалтийского участков канала намечено построить соединение Западная Двина (Даугава) – Днепр на стыке Витебской области Беларуси с Даугавпилсским районом Латвии. Одновременно будут расширены западнодвинские судоходные участки в соседних Псковской и Смоленской областях. По экспертным данным, новая артерия увеличит также грузопотоки по Днепровско-Бугскому каналу (Беларусь – Польша), особенно транзитные, и будет способствовать воссозданию сквозных водных путей в Прибалтике. По тем же данным, по каналу Херсон – Рига можно будет ежегодно перевозить судами «река – море» до 240 млн тонн, что превышает суммарную загрузку латвийских и литовских портов. Одновременно специалисты прогнозируют рост транзитной загрузки портов Калининградской области РФ.
По данным министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, проект водно-транспортного соединения Балтики с Чёрным морем был инициирован Беларусью и Украиной на 48-й сессии рабочей группы Европейской экономической комиссии ООН ещё в октябре 2004 года. Эта группа одобрила проект, который тогда же поддержали Эстония, Литва, Турция, Польша, Словакия и государства Скандинавии.
Есть и потенциальные инвесторы. По словам исполнительного директора Фонда развития энергетики и защиты биосферы Латвии Валерия Штамерса, готовность финансировать реализацию проекта выразил исландский Kaupthing Investment Bank: речь идёт о 6 млрд долларов, из них непосредственно на строительные работы будет потрачено 5 млрд. Но сама схема финансирования – кредит или инвестиции – уточняется. Как считает В. Штамерс, соединение Даугавы с Днепром займёт 6 лет. Заинтересованность в проекте выражают и турецкие компании, – об этом заявил посол Турции в Беларуси Бирнур Фертеклигиль.
По данным белорусских, украинских и скандинавских источников, ныне обсуждаются варианты привлечения к финансированию Совета сотрудничества стран Балтийского моря, Северного Совета, ЕврАзЭСа, ГУАМа и Организации Черноморского экономического сотрудничества, в которых участвуют все страны – участницы проекта и Россия. Отметим, что строительству подлежит только участок Даугава – Днепр (около 100 км). Остальное – это реконструкция портов, шлюзов, сооружение обходящих ГЭС рукавов, дноуглубительные работы.
Кстати, судоходный проект Херсон – Рига впервые был разработан в начале ХХ века, его реализацию наметили на 1915-1921 годы. Создание такого водного пути планировалось и на первую половину 1950-х, середину 1970-х годов. Березинская же система, построенная по Указу Павла I 1797 года – 210 лет тому назад, работала до первой половины 1960-х годов включительно. Словом, выгоды нового транзитного маршрута для всех примыкающих стран не имею срока давности.