Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Через силу

01 января 2007

ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ

Лев ПИРОГОВ

Есть у меня друг – человек, как прежде говорили, «интересной судьбы». Пишет о том, что видел. Опубликовался в журнале. Критики заметили (руку дружбы подали), вынесли вердикт: «Не литература». И ведь как бывает: не претендуешь ни на что и живёшь спокойно, а как откажут в том, на что не претендовал, начинает душа болеть. Спрашивает меня в письме:

«…Что такое литература? Кто вправе писать литературу? Кто должен её писать? С одной стороны, меня подмывает рассказать о некоторых вещах, событиях, отношениях. С другой стороны, я понимаю, что этого недостаточно, этого мало, надо «конструировать», а не просто рассказывать. Да и что значит «надо»? Вроде никто моими писаниями не интересуется, а жизнь подкидывает сюжеты, так что никуда не деться. Так что же мне со всем этим делать? Оно лежит где-то внутри, царапается. Как выписать, избавиться? Что скажешь?»

Скажу, что детские вопросы –  самые главные: они требуют простых ответов, а чем проще мысль, тем ближе она к истине. Где-то у корней бытия, подозреваю, вообще всё просто; сущности мельчают и пузырятся пеной ближе к поверхности.

Итак, что такое литература? Кто вправе и кто должен её писать?

«Все мы творим свободно, по велению сердца, сердца же наши принадлежат родной коммунистической партии», – писал композитор Вано Мурадели в 1969 году. Иначе говоря, «свобода есть осознанная необходимость». Бесконечно мудрая мысль, приписываемая почему-то Энгельсу (хотя это ещё римские стоики говорили).

Бывает так: писать хочется (и вроде наблюдательность и бойкий язык даны для бодливости), а совершенно не о чем. Всё равно пишешь – о том, как ел с утра яичницу с огурцом. Подкладываешь «смысл» – какое-нибудь замаскированное по моде философское обобщение, получается роман доктора филологических наук Сергея Аствацатурова «Люди в голом», соблаговолите. Конечно, бывает наоборот: человек прошёл огонь и воду, а начинает буквы соединять – ерунда выходит. Но прошу учесть одно немаловажное обстоятельство.

Сейчас по разряду литературы числится столько убогих (просто потому что «люди хорошие»: пьют с кем нужно и сколько нужно, оказываются в правильное время в нужных местах, правильные выражения лиц носят), что обязательным условием (а то и единственным смыслом) разговоров о литературе стало выяснение вопроса, каковое качество текста может быть залогом его художественной ценности. «Свои», правильно бегающие за водкой, проверке не подлежат, а графомана-чужака разоблачить можно. Либо, напротив, можно подвинуть границы художественности в направлении услужливого гонца, а чужака от них отодвинуть. Не говорят «Сидоров мне идейно чужд», а говорят «Сидоров бездарен».

В нормальной ситуации так быть не должно. Если критик и пишет о Сидорове, значит, Сидоров литературно одарён, потому что критик по определению пишет о литературе, а не о восьмимартовских поздравлениях от профкома. Так что если я говорю о приоритете опыта перед эстетством, это не значит, что я ратую за «идейно правильных» бездарей, нет. Талант подразумевается всегда, об этом и речи нет.

Так что же такое литература? Поскольку доступная пониманию большинства из нас литература начинается с Пушкина, не полезем слишком далеко за подкладку кармана. Литература – это способ пробуждать «чувства добрые». Как там у Мурадели: «Мы творим по велению сердца, но сердца наши принадлежат...» Хоть «родную коммунистическую партию» подставь, хоть Бога, хоть (разные люди есть) чёрта. Литература – это убеждённость, а убеждённости без захваченности идеей, без подчинённости ей желаний и страстей быть не может. Только не идеей «писать». Дискурс (как говорили при царе Горохе) должен иметь последствия вне себя самого.

Вот мы и получили максимально обобщённый простой ответ: литература от «пописывания» отличается тем, что литературу создают во имя чего-то. Можно сказать «я тебя люблю» просто потому, что соловей не может молчать, а можно – отдавая себе отчёт в том, что эти слова обязывают. И тебя, и того, кому они адресованы.

Кто вправе писать литературу? Тот, у кого хватает на это сил. Кто должен её писать? Тот, кто делает это трудно. Если сердце просится «рассказывать», но чувствуешь, что «этого мало, надо конструировать» (а бывает, наоборот), значит, литература станет получаться только тогда, когда начнёшь «конструировать». Через силу. Иначе это будет просто частное дело частного хорошего человека.

Кстати, анекдот. Про то, что «через силу» бывает. Известно, что Лев Толстой не любил роман «Анна Каренина» и писал его с отвращением. Я недавно понял, почему. Слишком он ладно скроен. Слишком всего в меру. Очень уж экономно всё втиснуто и подогнано. Видно, что за этим текстом стоит не вдохновение, а работа. Граф же был не обезьяна, чтобы от работы удовольствие получать.

Грубо, конечно (ради красного словца не пожалел «Карениной» отца), но эта обезьяна неслучайно тут затесалась. В следующий раз мы подробнее поговорим о ней. О нашей с вами «внутренней обезьяне» – сиречь о Вдохновении.

Обсудить в группе Telegram

Лев Пирогов

Лев Пирогов (родился в 1969 г.), публицист, лит... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Пара строк, записанных в блокнот

    08.05.2025
  • C зонтиком против урагана

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS