Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Через тернии. И куда?

01 января 2007

ДОСАДНЫЙ ПОВОД

В портале сцены можно показывать всё, вплоть до балагана с дрессированными крысами. Но в таком случае театр уподобляется дорогому роялю, употребляемому для ссыпки овса. Так утверждал К.С. Станиславский привилегию театрального искусства на проникновение в «жизнь человеческого духа». Во время гастролей 1922–1924 гг. по странам Европы и Америки с этим согласились ведущие умы и таланты науки и культуры: Московский Художественный театр вернулся на родину с международным званием первого театра мира.
Однако к началу 80-х зоркая Фаина Раневская заметила, что у нас даже публика выучилась халтурить. Пройдёт ещё немного лет, и театры разделят на стационарные (репертуарные) и антрепризы ­(с их мимолётными шоу-спектаклями и «звёздами» в главных ролях).
В «бандитские 90-е» уже было не принято оценивать театральную продукцию по признаку художественного качества. Ушла из обихода формула И.С. Тургенева: «талант – это подробность». Пространство телевидения, сцены и эстрады явочным порядком захватили зрелища с их лихой заокеанской поверхностностью. На замороченные российские мозги густо сыпался языковой мусор Бродвея вперемешку с матерно-блатной лексикой. Никакого духа, в том числе и человеческого, в помине не было.

27 января 1992 года в артистической гримёрке малого зала Центрального академического театра Советской Армии на шестом этаже обсуждали только что закончившийся моноспектакль «Кюхля» по знаменитому роману Ю. Тынянова.
– Спасибо тебе за подарок, за воплощение одного из самых лучших сочинений о юных годах Пушкина, о декабристах, о золотом веке, – говорил писатель и режиссёр Александр Кравцов герою дня Сергею Кокорину. А другой молодой артист Сергей Блохин продолжил: «Но главное, что сегодня зритель впервые услышал новое для него название – театр «Мир искусства». Дебют, кажется, удался. Полтыщи школьников и студентов внимали как заправские театралы».
– Жаль только, что театр-то появился, но на чужой сцене. ЦТСА, конечно, спасибо, но когда же будет у нас и свой дом? – мечтательно вздохнул Сергей Кокорин.
Так в первый же вечер основатели московского (независимого) театра «Мир искусства» почувствовали и сладкий вкус победы, и горький привкус положения чужака-арендатора.
Тогда, в 90-е, сам факт учреждения театра художественно-просветительской направленности без своего помещения, без дотаций и спонсорской помощи выглядел даже не авантюрой, а не то горькой шуткой, не то отчаянным порывом. И только сами учредители осознанно шли на создание русского театра жизненной правды без этих трёх держащих китов. Был опубликован своего рода манифест театра под заголовком «Цена независимости». Нужен ли такой театр, особенно молодёжи, могла решить только касса. Отчуждение публики неизбежно привело бы театр к гибели. Прагматики, кстати, нисколько не сомневались в этом.
С тех пор прошло двадцать с лишним лет. Многое прибавилось за эти годы. Сильная труппа. Избранный репертуар. Аншлаги как доказательство интереса зрителей всех возрастов. Уже на третьем году жизни театра газета «Культура» назвала «Мир искусства» «одним из самых интересных творческих коллективов столицы». За два десятилетия в аналитических статьях и рецензиях это подтвердили многие критики, в том числе и на страницах «ЛГ».
Есть в обиходе профессиональных театров такое условие: «чем удивлять будем?» «Мир искусства» умеет удивлять капитально. И не только качеством спектаклей. Сначала, разрушив традиционные представления о репертуарных и антрепризных театрах, без своего помещения и прочих подпорок, он создавал спектакли-долгожители. 20 лет живёт, сохраняя свежесть премьеры, спектакль «Материнское сердце» по рассказам В. Шукшина; 10 лет шла драма А. Кравцова «Последняя осень» и прожила бы ещё, если бы не ранняя кончина заслуженного артиста России и Абхазии Сергея Кокорина, исполнителя роли Есенина; накануне своего десятилетия другая историческая драма «Виной всему была её корона» из жизни Екатерины Великой. Долгожительство спектаклей всегда считалось лучшим признаком репертуарного театра.
Эту высокую планку творческий коллектив во главе с бессменным художественным руководителем заслуженным деятелем искусств России Александром Кравцовым держит постоянно. Талантом и трудом дружного ансамбля актёров-единомышленников: народной артистки России Анны Антоненко-Лукониной, заслуженного артиста России Сергея Блохина, Светланы Авиловой, Веры Фалютинской, Александра Волкова и молодых их коллег спектакли набирают силы для долгожительства.
«Мир искусства» успешно продолжает лучшие традиции отечественного классического театра. В его репертуаре, помимо названных, спектакли, связанные с жизнью и творчеством Лермонтова, Чехова, Куприна. Большая часть зрителей – молодёжь, которая в театральном зале приобщается к великой русской литературе. Театр стремится «Ивана не помнящего родства» превратить в гражданина, душой и сердцем преданного России. Вот зарисовка с натуры. Закончился спектакль «Расстрелянная соната» – о судьбах наших людей в тисках фашистской оккупации. Администратор театра, собирая свои вещи, обращается к большой группе школьников с двумя учителями: «А вы почему не уходите?» Отвечают: «Ждём, когда слёзы высохнут…»
Многое произошло в жизни театра с необычной судьбой. Не изменилось только одно: шаткое положение арендатора, отсутствие дотаций и спонсоров.
Последние шесть лет «Мир искусства» взаимополезно сотрудничает с Московским государственным театром музыки и драмы под руководством Стаса Намина и по понедельникам даёт спектакли на его сцене в Нескучном саду. К сожалению, сейчас это содружество по инициативе хозяина помещения прекращается. Страшно подумать, что театр с репутацией «культурного достояния столицы» может оказаться на улице. А вопрос, прозвучавший в день рождения театра: «Когда же будет у нас свой дом?», повис в воздухе. И висит уже 20 лет. Помочь, наверное, найти форму социальной защиты театру может только Департамент культуры Москвы.
Три года назад один из нас в «ЛГ» назвал историю «Мира искусства» «долгим подвигом». Да, подвиги бывают долгими, но никогда не бывали бесконечными.

Валерий ПОВОЛЯЕВ,
писатель, заслуженный деятель искусств Российской Федерации;
Геннадий ПЕЧНИКОВ,
народный артист
Российской Федерации

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS