О конфликтной ситуации вокруг Грушинского фестиваля написано уже много (в том числе на страницах «ЛГ»), и всё-таки начать рассказ об очередном слёте поклонников авторской песни на главном ежегодном их мероприятии, наверное, вновь стоит именно с этой темы. Ведь конфликт, возникший между организовавшим и в течение многих лет проводившим фестиваль самарским клубом авторской песни имени Валерия Грушина и тольяттинской коммерческой фирмой «Мета», довольно выпукло отражает положение вещей, сложившееся и в нашей культуре, и в нашем обществе.
В прошлом году «Мета» взяла в аренду участок земли в районе Мастрюковских озёр, том самом, на котором клуб провёл 33 своих фестиваля, и выдвинула условия абсолютно неприемлемые для проведения фестиваля 34-го. В результате люди, вложившие в благоустройство фестивальной поляны немалые материальные и интеллектуальные ресурсы, сумевшие придать акции её высокий статус, оказались вытеснены новоявленным арендатором (до сих пор, кстати, не оформившим право аренды в органах государственной регистрации) с «исконной территории». Переместившись на Фёдоровские луга в районе Тольятти, клуб вынужден был проводить свой очередной 34-й фестиваль, по сути дела, с нуля.
Ловкие же коммерсанты вместе с примкнувшим к ним творческим объединением «Самарские барды» тоже провели фестиваль – под тем же названием и с тем же сценарием, более того – объявив о своём эксклюзивном праве на использование «грушинского» бренда - названия и особо значимых фестивальных атрибутов. Заслуживает внимания обнародованная фирмой «Концепция развития лесной зоны Мастрюковских озёр», в которой прописан предполагаемый «переход от стихийного нерегулируемого посещения и эксплуатации туристами лесного участка к организованному размещению отдыхающих и привлечению региональных инвестиций для развития постоянно действующей зоны отдыха и оздоровления населения с созданием новых рабочих мест» (согласитесь, лексика документа говорит сама за себя).
Удручает даже не само по себе наличие двух «одноимённых», одновременных фестивалей, нанёсшее, без сомнения, немалый ущерб бардовскому движению и посеявшее смятение в душах любителей авторской песни. Куда большую тревогу внушает такой пассаж из вышеупомянутой концепции: «Анализ ситуации на российском и мировом рынках отдыха и развлечений, накопленный практический опыт в подготовке и проведении Грушинского фестиваля позволяет сделать вывод о высоком потенциале данного проекта <...> Проект окупаем». Для каждого, кому хотя бы однажды довелось побывать на легендарной «Груше», совершенно очевидно, насколько противны самому её духу подобные, с позволения сказать, бизнес-планы. Словом, всю эту невесёлую ситуацию можно свести, по меткому выражению одного из участников фестиваля, к конфликту между «добром и баблом».
Но как бы то ни было, ХХХV фестиваль памяти Валерия Грушина в урочное время состоялся. После долгих и бесплодных попыток договориться «конкурентами» при деятельном участии руководства Самарской области был заключён «пакт о ненападении» и провозглашено, что фестиваль всё-таки один, но только проходит он на двух фестивальных площадках.
Клуб им. Грушина, вновь обосновавшийся на Фёдоровских лугах, объявил свой фестиваль народным и провёл его под девизом «Всем миром!». Именно таким образом ещё в период подготовки приходилось, например, извлекать из подъездных дорог изготовленные промышленным способом металлические штыри, встреча с которыми стоила жизни не одной автомобильной шине. Много трудов было положено на реанимацию артезианской скважины (стоимостью 400 000 рублей), которую некие таинственные злоумышленники залили мазутом. Пришлось восстанавливать и светозвуковую мачту, крепёжные болты которой оказались срезаны автогеном. (По всем этим фактам были возбуждены уголовные дела, находящиеся сейчас в производстве.)
Все фестивальные службы по традиции работали бесплатно, уборкой мусора занимались международные волонтёрские организации, ответственные за художественную часть программы руководили работой фестивальных площадок. Фестивальная жизнь, невзирая ни на что, шла своим чередом.
В честь юбилейного слёта было решено провести серию концертов, посвящённых памяти Владимира Высоцкого, для участия в которых был приглашён его сын Никита.
Приехала на Фёдоровские луга, травы которых, наверное, ещё помнят голос Юрия Визбора, вдова замечательного барда - Нина Визбор. О ситуации с разделением фестиваля она сказала буквально следующее: «Фестиваль не разделился – он очистился. Здесь находятся те, кто любит песню, и песню здесь слышно. Вы уж постарайтесь, чтобы сюда не пришли те, кто к песне отношения не имеет».
Ещё на прошлом фестивале оргкомитет принял решение уделить особое внимание поэзии как первооснове жанра авторской песни. В качестве одного из практических шагов пригласили Евгения Евтушенко, большой фрагмент из приветственного слова которого хочется процитировать: «Меня отговаривали ехать на Фёдоровские луга, говорили, что здесь у вас всё в запустении, а в Мастрюках всё цветёт и пахнет. Я поверил своей поэтической интуиции, и она меня не подвела. У вас ничего не заорганизовано. Естественно, что здесь много любительства, но любительство это хорошего толка. В то время, когда с экранов телевизоров на людей обрушивают Ниагары пошлости, авторская песня пока этот удар держит. Без живого поэтического слова деградация народа станет скорой и необратимой. Поэзия на фестивале должна звучать во весь голос!».
Именитый гость принял участие в подведении итогов работы поэтических мастерских, где прозвучали стихи участников семинаров и их руководителей. Поэт и сам поднимался на грушинскую сцену и с возрастающим успехом читал стихи – о Родине, славе, о любви... А потом были песни на его стихи, много песен.
Завершил праздник традиционный концерт на символическом подиуме в виде громадной гитары. Зажглась тысячами огоньков знаменитая Гора. Убежало в лес пугливое эхо.
«Раз, два, три! Гора, гори! До утра! Гори, гора!» – запел пятидесятитысячный хор. А где-то там за шестьдесят километров отсюда зажглась другая Гора на Мастрюковских озёрах. И другие люди тоже запели что-то своё, сокровенное. Дай им Бог!
, автор-исполнитель, член жюри Грушинского фестиваля