Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 апреля 2021 г.
Литература

Чернорабочие родной литературы

06 апреля 2021

Мирское бытие со всеми его суетными проблемами у воцерковлённых православных людей огорожено Верой, будто древний город защитным частоколом. Жизнь протекает своим чередом, не лишена светскости, порой даже (не выходящей за рамки) праздности. Судьбы таких людей близки и понятны каждому: атеистам, агностикам и даже приверженцам иной веры. Они такие же, эти люди. Носят яркую одежду, поют весёлые песни, любят побаловать себя и окружающих. Но внутренний стержень (да-да, тот самый частокол) не позволяет переступить черту. Они всегда помнят, держат в голове Царя Небесного.

Мне, воспитанному в советских традициях, по юности были непонятны люди, которые крестятся при виде храма. Поворачиваются к нему, кланяются. Иной раз забежишь в автобус, забьёшься в угол, чтобы контролёр не увидел, и сидишь затаив дыхание, исподлобья оглядывая людей, дескать, заметили или не заметили, что я проезд не оплатил.

Вон в соседнем углу сидит такой же, шапку на глаза надвинул, делает вид, что спит. А там, на одиночном сиденье, женщина – улыбается, вся светится. Видно, что немного уставшая. Она кивает окружающим, иногда умиротворённо поглядывает в окно. Эта точно заплатила. Ничего не боится.

Проезжаем мимо храма, женщина чуть выпрямляет спину, усталость после рабочего дня как рукой сняло. Появилась чуть ли не царственная осанка. Она смотрит на храм, крестится и благодарно кивает ему. А я всё так же сижу, забившись в угол, стараюсь не привлекать к себе внимания, и мне стыдно, что я не такой открытый, как она.

И вот этот стыд из моего детства возвращается, когда читаю стихи Галины Климовой. Казалось бы, ничего необычного: темы ясные, слова из нормальной жизни, образный ряд видимый, почти осязаемый, ритм стиха с лёгким сбоем и придыханием. А вот строчки, будто бусины или зёрна, нанизываются на прочную нить, не позволяющую стихам рассыпаться. Всё это напоминает чётки, не правда ли?

Оболочка мирская, но внутри глубокая религиозность. Крещенская вода в пластиковой бутылке с этикеткой «Бон Аква» и горевший, но уцелевший Манеж, «крещённый и слезами, и водой» – всё кажется знакомым, почти домашним, хотя и напоминает о личной трагедии. «За тихим житейским вздохом» предстаёт Бог.

Стоит упомянуть ещё о двух ипостасях Галины Климовой: редакторская (журнал «Дружба народов») и педагогическая (ведёт семинары сравнительного поэтического перевода с украинского и белорусского для молодых авторов).

Стихотворение «Чернорабочие родной литературы…» с посвящением Алексею Алёхину как раз о редакторском труде. Там есть образ «неоперившиеся плечи», относящийся к молодым авторам, а по мне – так это больше характеризует саму Климову. Иной бы редактор и педагог написал «бескрылые плечи». Но не она. Потому что только при вере есть место надежде. «Бескрылый» – это клеймо, навсегда приземляющее человека, а вот в слове «неоперившийся» – надежда на полёт, желание поставить на крыло молодых. Может, слишком пафосно звучит, но, мне кажется, в этом и заключается настоящая жертвенность, присущая верующим людям.

В сегодняшней подборке представлена преимущественно лирика с небольшим религиозным уклоном, но в нынешнее время у читателя всегда есть возможность обратиться к поисковикам (ах, такая эпоха, что даже в библиотеку нет повода сходить), чтобы ознакомиться со всеми направлениями в поэзии Галины Климовой.

Дмитрий Артис



klimova150x225.jpg

Галина Климова

* * *

Какие отчизны бездомны, бездетны какие дома?
Чьи гнёзда крепки тоской родового напева?
Кто сверстники капли
и камня,
и райского древа?
Кто сёстры и братья единого щедрого чрева?
Сиротскою стала зима.

* * *

На босу ногу, натощак, в сорочке,
как только пришлый день раскинет сеть,
читаю с пальцем, силюсь петь
псалмы и тропари.
Я к Божьей Матери напрашиваюсь в дочки
с домашней живностью, со всей своей семьёй,
с потомками борцов за справедливость,
юристами, врачами…
Сделай милость,
прими ты, гордых нас, за травостой:
за тот полынный жухлый из пустыни
и тот – стеной степной – из ковыля.
О Мати Дево, всех, кто без руля
и без царя, пригрей отныне.
Такие завернули холода,
что воробьи скукожились на ветке.
На подоконнике крещенская вода,
«Бон Аква», если верить этикетке.

* * *

Когда я не была твоей женой,
кремлёвскою с бойницами стеной,
когда, провинциальна и бедна,
в пальто из уценённых промтоваров
шла из Некрасовки под Новый год одна,
перебирая лужи вдоль бульваров,
читала вслух: «Нет мест в кафе» –
как внутренний приказ к аутодафе.
Когда я не была твоей женой,
твоей гражданской маленькой войной,
смотрела в мир через двойные рамы
хрущёвской оттепели узкого окна,
уже ждала – как мужняя жена –
все поезда твои, шаги и телеграммы.
Когда я не была твоей женой,
в той жизни, что с повадкою иной,
известной как партийный многотомник,
мы так любили звательный падеж,
и площадь, где конём стоит Манеж,
и город – чистой радости питомник,
крещённый и слезами, и водой,
когда я не была твоей вдовой.

* * *

Дайте небо на поруки
с горизонтом тетивою!
Клин уходит синевою
к затяжной разлуке.
Журавлиное прощанье.
Что ещё,
когда пунктиром –
пышной тризной, жалким пиром –
жизнь и смерть сошлись над миром
в острый угол обещанья.

kameny450x300.jpg

* * *

Лес не шумел. Его покоил снег
сугробами с московской барахолки,
глазок дупла, лыжни двойной разбег
и тропок разносолы, разнотолки.
Здесь лапы колкие при всех
тянули дрессированные ёлки.
Попробуй не ответь!
Из-под смолистых век
стращали кабаны и даже волки.
Я не чуралась их. Я – не чужак.
И тёплым был рукопожатья знак,
почти взаимность в нежности дремучей.
Совсем ручные, бесприютны мы.
Все – как один несчастный случай –
в еловых лапах, на краю зимы,
читая по губам: бесаме мучо!

* * *

Алексею Алёхину

Чернорабочие родной литературы,
истопники, ночные сторожа,
всю правду-матку режут без ножа,
мастеровые цеха редактуры,
иду на ты – кранты...
Пока ведёт судьба,
хоть кол теши, но не стирай со лба
имейлы, имена отъявленных талантов –
их небо как ремейк с оглядкой на атлантов,
их беспризорных книжек худоба,
неоперившиеся плечи,
аскеза речи…
Редактор,
раб своих галер,
для рифмы не нарвись на рифы, например,
на точку невозврата…
Узнай сестру иль названного брата
по голосу из горних сфер.

* * *

Весь невозвратный выводок глаголов,
рванувших борзо из-под руки,
без отпусков и дармовых отгулов
учил дышать во всю длину строки,
пока луна тянула на лимон
в косноязычной круговерти:
нет у Любви ласкательных имён,
нет уменьшительных – у Смерти.
Известно, как секрет военный,
не тронувший детей и тронувшихся баб:
нет уменьшительно-ласкательной вселенной,
где б жизнь держала слово
как масштаб.

* * *

Прошлой жизни свободная версия
в ритмизованной прозе сердец
и стихов слуховое отверстие,
и любви плотоядный птенец –
всё вместит и всё сочетавает
приземлённая наша душа.
Невместим только первый шаг
неземного существованья,
только тихий житейский вздох
вдруг накрывшей печали.
Но ни звёзды, ни росы вослед не упали,
и предстал в целом свете – Бог.


Тэги: Дмитрий Артис Клуб поэтов
Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Артис

Дмитрий Артис (настоящее имя Дмитрий Юрьевич Кр... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Вернуться живым

    15.11.2024
  • Мальчики слёзы не льют

    21.09.2022
  • Путь самурая

    13.07.2022
  • За окном – сплошная статика

    11.05.2022
  • Говорят, войны не будет

    24.03.2022
  • Хранители городской души

    87 голосов
  • Мелодии для виолончели

    56 голосов
  • «Привет, любовь из девяностых!»

    54 голосов
  • Бесконечна праведная грусть

    51 голосов
  • Заговаривающий смерть

    49 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS