В известном романе Томаса Манна «Волшебная гора» молодые герои любовались новомодными тогда рентгеновскими снимками и предсказывали революцию в отношении к собственному телу. Имейте в виду: революция произошла. Части тела зажили своей жизнью, и теперь народ с удовольствием может наблюдать себя, так сказать, изнутри. В целях самопознания и в противовес завышенным самооценкам. Открыл нам эти мировоззренческие горизонты немецкий профессор Гюнтер фон Хагенс. Его скандально известная выставка «Миры тела», пропутешествовав по разным странам и изрядно попортив нервы религиозному истеблишменту, осела наконец под знаменитой Берлинской телебашней.
Логично.
Почти сорок лет назад фон Хагенс изобрёл метод пластинации, дающий возможность адекватно воссоздавать человеческий организм в пластическом формате. Коротко суть метода в следующем. В вакуумной камере тканевая жидкость заменяется специальным пластическим веществом. При этом тело сохраняет свою первоначальную форму и цвет. Пластинаты не имеют запаха, стабильность вещества придаёт им прочность, поэтому экспонаты чрезвычайно демонстративны.
Нет ни одной мало-мальски значимой косточки человека, которую не представил бы публике в натуральную величину профессор. Можно увидеть и бедро с протезом, и колено с артрозом. Важен и воспитательный момент: вот, например, здоровое лёгкое, а вот лёгкое курильщика, всё в чёрных точечках. Тут и печень «на любой вкус» – здоровая, циррозная, раковая. Впечатляет до такой степени, что немедленно хочется… выпить.
А вот и весь организм, только разобранный на части, то есть все косточки и каждая часть подвешены за ниточки под стеклом. Чтоб сквозняк не волновал члены.
И наконец, апофеоз – пластинатный половой акт. Пускают в отсек, где он представлен, естественно, только с 16 лет. Можно подумать, до этого возраста немецкие девочки и мальчики не знают, что это такое. Их в школе учат этому с семи лет.
Строение собственного тела всегда интересовало человечество. На наскальных рисунках в пещерах Австралии найдены изображения главных органов и даже рисунки сросшихся близнецов, позже названных почему-то сиамскими. Греки анатомировали живых преступников. Потом, кстати, в этом же обвинили знаменитого анатома Андреаса Везалия, благодаря которому мы и узнали, из чего, собственно, состоим, ибо он первым, ещё в 1543 году, издал трактат «О строении человеческого тела» с рисунками.
Многие великие отдали дань анатомии. Так, архитектор Антонио Гауди снимал слепки с мертворождённых детей. Гёте при анатомировании трупов «закалял свою нервную систему». И вы знаете, закалил. Чёрта не боялся. Молодец, классик.
Не боится чёрта и Гюнтер фон Хагенс.
Жизнь певца и трибуна «мёртвого тела» сложилась непросто. Он родился в Восточной Германии. С 1965 года изучал медицину в университете Йены. Через три года его арестовали за распространение листовок против вторжения в Чехословакию. В 1970 году юного Гюнтера выкупили западные немцы – была такая практика пополнения казны ГДР за счёт торговли политзэками. Потом фон Хагенс учился в университетах Любека и Гейдельберга, где и защитил диссертацию по анестезиологии и медицине несчастных случаев. В 1977 году он изобрёл метод пластинации и в дальнейшем запатентовал его во всех ведущих странах мира.
Свой институт пластинации он основал в 1994 в знаменитом Гейдельберге.
С материалом для работы у доктора фон Хагенса проблем, видимо, не было и нет. Однако именно этот аспект вызывает у многих сильные сомнения нравственного свойства. Ну, скажем, с повешенным ещё в 1812 году разбойником всё ясно: грабил – отдай тело науке. А вот что делать с десятью эмбрионами возрастом от 4 до 6 недель, законсервированными в пробирке? Чьи они? Или вот беременная женщина. Живот разрезан надвое, видны все органы и зародыш, как указано на табличке, «длиной 17 см». Рядом – плацента матери с близнецами, женские матки, новорождённые сиамские близнецы со сросшейся грудью. Откуда этот выставочный материал? Большинство публики не задаётся этим вопросом. Для них это всего лишь экспонаты какого-то сказочного театра, где нет разницы между фрагментами нищего бродяги, с голодухи завещавшего свои останки делу просвещения, разорившегося биржевика, получившего за свой будущий прах вспомоществование для разорённой семьи, или, наконец, некоего патологоанатома, отдавшего тело науке по идейным соображениям.
Частенько, правда, случаются скандалы. В своё время живо обсуждалось «нестандартное», мягко говоря, решение руководства Новосибирской медицинской академии, заключившего договор с фон Хагенсом об «учебных пособиях для вуза» и отправившего в Германию «свой материал», а именно 56 трупов и 440 препаратов головного мозга. Первая партия прошла. Вторую задержали в аэропорту. Дело в том, что у восьми умерших оказались живы родственники, и они потребовали вернуть тела. Началось следствие, длившееся несколько лет и закончившееся оправданием подсудимых, поскольку не было обнаружено «корыстных замыслов».
Свой анатомический театр профессор фон Хагенс превратил в новомодное зрелище, убрав последнее табу на проникновение в тайну жизни и смерти. Впрочем, если на театральной сцене можно испражняться вживую, то чем плох пластинатный вариант больной предстательной железы, мешающей свободному мочеиспусканию?
Немцы вообще спокойно сосуществуют с «низменным» и любят шутить по поводу функционирования своего организма.
Может быть, поэтому за время работы выставки пару дюжин поклонников уже отписали фон Хагенсу свои тела.
В добрый путь!