Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Чертёж Сибири

01 января 2007

ПЕРИФЕРИЙНОЕ ЗРЕНИЕ

Отечественные записки о больших и малых бьеннале

Одна из работ, представленных на Красноярской бьеннале. Матей Вогринчич (Словения). «Без названия»Получающий всё более широкое распространение термин «бьеннале» обозначает фестивали искусства с конкурсной программой и двухгодичным циклом. Возникло это явление в Венеции ещё в конце XIX века, а в наше время проходит буквально по всему миру. Всего сейчас подобных «смотров» более двухсот, но самой крупной и значительной по-прежнему остаётся бьеннале Венецианская. Достаточно значительные по своему масштабу проходят в Сан-Паулу, Кванчжу, Гаване, Стамбуле, а с относительно недавних пор – и в Москве.
Московская бьеннале-2007, как бы кто ни относился к отдельным из множества представленных там арт-объектов, поразила размахом и витальной силой и решительно обозначила свой город как одну из столиц современного искусства.
Но в России есть и другие, причём даже раньше возникшие бьеннале – Балтийская бьеннале (ныне триеннале) графики в Калининграде, несколько петербургских акций. Конечно, по масштабу, по объёму финансирования, по экспозиционным площадям они не могут сравниться с «раскрученными брендами», но достаточно успешно решают свои, несколько более скромные задачи, «подключают» свои регионы к опыту и практике «большой» художественной жизни. При том что скромность финансирования вовсе не отменяет художественного качества. Этой осенью одна за другой прошли V Новосибирская бьеннале графики и
VII Красноярская музейная бьеннале.
С момента возникновения в 1995 году Красноярская бьеннале ошеломила ещё куда как не слишком искушённых о ту пору зрителей неистовой креативностью, масштабностью и «европейскостью» подходов. Выразительный дизайн, атмосфера творческой свободы, многообразие дискурсов сделали её уникальным явлением сибирской художественной жизни. На первых съездах художественные экспозиции соседствовали с историческими, этнографическими, минералогическими, создавая живой, подчас курьёзный микс, где группа АЕС (ныне интригующая венецианского зрителя «маньеристическим мочиловом» под музыку Вагнера) соседствовала с сектантами-виссарионовцами. По истечении семилетнего периода профиль стал более определённым. По сути, VII Красноярская стала теперь первой настоящей бьеннале современного искусства в Сибири (если не брать в расчёт фестиваль «Арт-Новосибирск», который, несмотря на двухгодичный цикл, бьеннале себя не именует).
Заданная Красноярском тема в этом году была определена как «Чертёж Сибири». Местом проведения, как всегда, стал бывший Музей Ленина, ныне – Культурно-исторический центр на Стрелке и прилегающие к нему территории. Всего около 40 художественных проектов. Художники из Москвы, Петербурга, Берлина, Нью-Йорка, Наймегена, Любляны, Лондона, из городов Сибири.
В экспозициях «настенное» искусство сочеталось с инсталляциями и видеоартом. Знаменитые «Синие носы», ранее не раз создававшие интригу и напряжение на красноярских бьеннале, на этот раз не стали событием. Вялый, вовсю эксплуатирующий собственные старые приёмы, наскоро смонтированный фильм хоть и узнавался по стилистике, но казался беззубым и бессмысленным. Неудержимая протестность и обескураживающая простота находчивых решений на грани скандала словно оставили зубров сибирского радикализма (ныне большую часть времени проводящих в Москве и за рубежом). Давно и хорошо работающий, ставший в последние годы на редкость модной столичной фигурой Константин Батынков почти избежал в этот раз мельтешения мелких форм и представил монументальную чёрно-белую графику на сибирскую, как ему она, вероятно, виделась, тему, изобразив падающий на чёрном кустарниковом фоне снег. Энергичные по цвету и ритму конструкции показал художник и скульптор Борис Морковников. Сдержанное благородство и лаконичность языка проявил в своей инсталляции Андрей Красулин. В целом московские мэтры показали ожидаемые, характерные для них проекты.
Особой теплотой и артистизмом отличался проект Ирины Затуловской и Ивана Порто «Четвёртая Сибирь», задуманный прошедшим летом во время международного пленэра «Россия–Арт-Югра» в ходе плавания по разлившейся Оби и её притокам. Впечатления от этого путешествия по сибирскому северу легли в основу многокомпозиционной «кунсткамеры», включающей в себя живопись Затуловской на дереве и железе, натуральные этнографические объекты и фото Порто, что счастливо соединяет художественность и документальность. Проект был по достоинству оценён и получил первое место «за артистизм».
Не так давно завершился и другой сибирский выставочный марафон – разворачивавшаяся параллельно с красноярской историей V Новосибирская бьеннале графики. Возникнув на энтузиазме организаторов и на рубеже веков, словно бы вопреки депрессивной последефолтовской ситуации, малобюджетная Новосибирская бьеннале крайне быстро набирала обороты и вскорости стала одним из самых значительных графических форумов в стране, два года назад, по оценке зарубежных экспертов, войдя в десятку лучших графических бьеннале мира. На последней престижнейшей бьеннале графического искусства в Любляне Россию представлял именно новосибирский куратор.
По уже успевшей установиться традиции в Новосибирск съезжаются как минимум две сотни художников из около 30 стран мира.
Порядковая цифра V – это своего рода маленький юбилей события, уже показавшего свою жизнеспособность. За прошедшие годы в Новосибирске были показаны художники, представляющие все обитаемые континенты. Например, на прошлой приз за лучший проект получила Австралия. На сей раз, к сожалению, она взяла тайм-аут, зато как никогда широко были представлены американцы (в очень широком смысле понятия) – аж тремя проектами в трёх залах.
Традиционно качественно оказались представлены Бельгия, Германия, Южная Корея. Кстати, председателем жюри впервые был выбран кореец – профессор Сын Ем Ким. Оценивать ему пришлось в том числе работы художников материкового Китая и Тайваня. Любопытно, что, пожалуй, не меньшую, чем у мастеров Дальнего Востока, медитативность и глубину демонстрируют сегодня финские графики.
Хозяева-новосибирцы, прежде «растворённые» в общей экспозиции открытого конкурса, на сей раз удостоились отдельного проекта. Причём благодаря преобладанию оригинальной графики на фоне общего явного доминирования «цифры» новосибирский зал смотрелся живее и непосредственнее. И жюри нашло возможность отметить сразу двух новосибирских художников – Тамару Грицюк, мастера абстрактных гуашей, и уже неисправимого «дигиталиста» Владимира Мартынова, получившего 1-е место в соответствующей номинации («цифровая графика»). А Гран-при достался тайваньскому художнику Цзынь Юй-Цзы. Его сдержанные по колориту, изысканные по сложности и смешению техник работы будто бы интерьерного жанра полны внутреннего свечения и тишины. Можно только удивиться, как жюри сумело среди сотен технологически эффектных, но подчас внутренне пустых работ разглядеть эти неброские на первый взгляд листы.
За годы существования бьеннале в Новосибирске не только его «руководящие органы», но и зритель эволюционировал и изменился, стал «насмотреннее» и опытнее. Графика не стала массовым искусством, но круг воспринимающих и понимающих её заметно расширился. Да, пока графические бьеннале на периферии и лишены внимания, но кто знает, как изменится мир в ходе «цифровой революции», которую мы уже переживаем.
Можно констатировать, что Новосибирская и Красноярская бьеннале, взаимно дополняя друг друга, не только создают необходимое напряжение сибирской художественной жизни, но и являются вполне качественными художественными форумами, значение которых далеко выходит за региональные рамки.
 
Владимир НАЗАНСКИЙ, ХАНТЫ-МАНСИЙСК

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS