Перейти к содержанию
  Вторник 03 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

Чертёж Сибири

01 января 2007

ПЕРИФЕРИЙНОЕ ЗРЕНИЕ

Отечественные записки о больших и малых бьеннале

Одна из работ, представленных на Красноярской бьеннале. Матей Вогринчич (Словения). «Без названия»Получающий всё более широкое распространение термин «бьеннале» обозначает фестивали искусства с конкурсной программой и двухгодичным циклом. Возникло это явление в Венеции ещё в конце XIX века, а в наше время проходит буквально по всему миру. Всего сейчас подобных «смотров» более двухсот, но самой крупной и значительной по-прежнему остаётся бьеннале Венецианская. Достаточно значительные по своему масштабу проходят в Сан-Паулу, Кванчжу, Гаване, Стамбуле, а с относительно недавних пор – и в Москве.
Московская бьеннале-2007, как бы кто ни относился к отдельным из множества представленных там арт-объектов, поразила размахом и витальной силой и решительно обозначила свой город как одну из столиц современного искусства.
Но в России есть и другие, причём даже раньше возникшие бьеннале – Балтийская бьеннале (ныне триеннале) графики в Калининграде, несколько петербургских акций. Конечно, по масштабу, по объёму финансирования, по экспозиционным площадям они не могут сравниться с «раскрученными брендами», но достаточно успешно решают свои, несколько более скромные задачи, «подключают» свои регионы к опыту и практике «большой» художественной жизни. При том что скромность финансирования вовсе не отменяет художественного качества. Этой осенью одна за другой прошли V Новосибирская бьеннале графики и
VII Красноярская музейная бьеннале.
С момента возникновения в 1995 году Красноярская бьеннале ошеломила ещё куда как не слишком искушённых о ту пору зрителей неистовой креативностью, масштабностью и «европейскостью» подходов. Выразительный дизайн, атмосфера творческой свободы, многообразие дискурсов сделали её уникальным явлением сибирской художественной жизни. На первых съездах художественные экспозиции соседствовали с историческими, этнографическими, минералогическими, создавая живой, подчас курьёзный микс, где группа АЕС (ныне интригующая венецианского зрителя «маньеристическим мочиловом» под музыку Вагнера) соседствовала с сектантами-виссарионовцами. По истечении семилетнего периода профиль стал более определённым. По сути, VII Красноярская стала теперь первой настоящей бьеннале современного искусства в Сибири (если не брать в расчёт фестиваль «Арт-Новосибирск», который, несмотря на двухгодичный цикл, бьеннале себя не именует).
Заданная Красноярском тема в этом году была определена как «Чертёж Сибири». Местом проведения, как всегда, стал бывший Музей Ленина, ныне – Культурно-исторический центр на Стрелке и прилегающие к нему территории. Всего около 40 художественных проектов. Художники из Москвы, Петербурга, Берлина, Нью-Йорка, Наймегена, Любляны, Лондона, из городов Сибири.
В экспозициях «настенное» искусство сочеталось с инсталляциями и видеоартом. Знаменитые «Синие носы», ранее не раз создававшие интригу и напряжение на красноярских бьеннале, на этот раз не стали событием. Вялый, вовсю эксплуатирующий собственные старые приёмы, наскоро смонтированный фильм хоть и узнавался по стилистике, но казался беззубым и бессмысленным. Неудержимая протестность и обескураживающая простота находчивых решений на грани скандала словно оставили зубров сибирского радикализма (ныне большую часть времени проводящих в Москве и за рубежом). Давно и хорошо работающий, ставший в последние годы на редкость модной столичной фигурой Константин Батынков почти избежал в этот раз мельтешения мелких форм и представил монументальную чёрно-белую графику на сибирскую, как ему она, вероятно, виделась, тему, изобразив падающий на чёрном кустарниковом фоне снег. Энергичные по цвету и ритму конструкции показал художник и скульптор Борис Морковников. Сдержанное благородство и лаконичность языка проявил в своей инсталляции Андрей Красулин. В целом московские мэтры показали ожидаемые, характерные для них проекты.
Особой теплотой и артистизмом отличался проект Ирины Затуловской и Ивана Порто «Четвёртая Сибирь», задуманный прошедшим летом во время международного пленэра «Россия–Арт-Югра» в ходе плавания по разлившейся Оби и её притокам. Впечатления от этого путешествия по сибирскому северу легли в основу многокомпозиционной «кунсткамеры», включающей в себя живопись Затуловской на дереве и железе, натуральные этнографические объекты и фото Порто, что счастливо соединяет художественность и документальность. Проект был по достоинству оценён и получил первое место «за артистизм».
Не так давно завершился и другой сибирский выставочный марафон – разворачивавшаяся параллельно с красноярской историей V Новосибирская бьеннале графики. Возникнув на энтузиазме организаторов и на рубеже веков, словно бы вопреки депрессивной последефолтовской ситуации, малобюджетная Новосибирская бьеннале крайне быстро набирала обороты и вскорости стала одним из самых значительных графических форумов в стране, два года назад, по оценке зарубежных экспертов, войдя в десятку лучших графических бьеннале мира. На последней престижнейшей бьеннале графического искусства в Любляне Россию представлял именно новосибирский куратор.
По уже успевшей установиться традиции в Новосибирск съезжаются как минимум две сотни художников из около 30 стран мира.
Порядковая цифра V – это своего рода маленький юбилей события, уже показавшего свою жизнеспособность. За прошедшие годы в Новосибирске были показаны художники, представляющие все обитаемые континенты. Например, на прошлой приз за лучший проект получила Австралия. На сей раз, к сожалению, она взяла тайм-аут, зато как никогда широко были представлены американцы (в очень широком смысле понятия) – аж тремя проектами в трёх залах.
Традиционно качественно оказались представлены Бельгия, Германия, Южная Корея. Кстати, председателем жюри впервые был выбран кореец – профессор Сын Ем Ким. Оценивать ему пришлось в том числе работы художников материкового Китая и Тайваня. Любопытно, что, пожалуй, не меньшую, чем у мастеров Дальнего Востока, медитативность и глубину демонстрируют сегодня финские графики.
Хозяева-новосибирцы, прежде «растворённые» в общей экспозиции открытого конкурса, на сей раз удостоились отдельного проекта. Причём благодаря преобладанию оригинальной графики на фоне общего явного доминирования «цифры» новосибирский зал смотрелся живее и непосредственнее. И жюри нашло возможность отметить сразу двух новосибирских художников – Тамару Грицюк, мастера абстрактных гуашей, и уже неисправимого «дигиталиста» Владимира Мартынова, получившего 1-е место в соответствующей номинации («цифровая графика»). А Гран-при достался тайваньскому художнику Цзынь Юй-Цзы. Его сдержанные по колориту, изысканные по сложности и смешению техник работы будто бы интерьерного жанра полны внутреннего свечения и тишины. Можно только удивиться, как жюри сумело среди сотен технологически эффектных, но подчас внутренне пустых работ разглядеть эти неброские на первый взгляд листы.
За годы существования бьеннале в Новосибирске не только его «руководящие органы», но и зритель эволюционировал и изменился, стал «насмотреннее» и опытнее. Графика не стала массовым искусством, но круг воспринимающих и понимающих её заметно расширился. Да, пока графические бьеннале на периферии и лишены внимания, но кто знает, как изменится мир в ходе «цифровой революции», которую мы уже переживаем.
Можно констатировать, что Новосибирская и Красноярская бьеннале, взаимно дополняя друг друга, не только создают необходимое напряжение сибирской художественной жизни, но и являются вполне качественными художественными форумами, значение которых далеко выходит за региональные рамки.
 
Владимир НАЗАНСКИЙ, ХАНТЫ-МАНСИЙСК

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век Памятник
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты