Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 июня 2024 г.
  4. № 25 (6939) (26.06.2024)
Спецпроект Уникальные особняки Москвы

Чешуйчатый купол над эркером

А фасад в стиле модерн

30 июня 2024
Большая Никитская, 56

На рубеже ХIХ–ХХ веков в центре Москвы (Бульварное кольцо, улицы Большая и Малая Никитские, Поварская и т.д.) вновь стали появляться комфортабельные особняки, окружённые садами.

Идея возвращения к комплексной усадебной застройке, в противовес возведению доходных домов в четыре-пять этажей, возникла у известного московского мецената и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова.

В 1889 году он даже организовал «Северное домостроительное общество», чтобы соорудить в центре города первоклассную гостиницу («Метрополь») и несколько городских вилл-особняков на продажу. Проекты последних были заказаны главному архитектору Общества Льву Николаевичу Кекушеву. Но воплотить эти планы в жизнь, увы, не удалось из-за ареста Мамонтова за растрату «железнодорожных» денег на нужды искусства.

И тут на арену, как говорится, выходит поволжский немец Яков Александрович Рекк, молодой, энергичный и богатый предприниматель, учредитель «Московского Торгово-строительного акционерного общества». Исторический центр Первопрестольной стал строительной площадкой для нового поколения городских усадеб. Рекк работал с лучшими архитекторами той эпохи – тем же Л.Н. Кекушевым, а также Ф.А. Шехтелем, Ф.В. Валькоттом, Н.Г. Лазаревым. Стилистически здания объединяли приёмы стиля модерн, но выглядели все по-разному. В том-то и состоял коммерческий замысел Рекка: особняки предлагались покупателям на выбор.

Проект собственного дома Яков Александрович мог заказать в принципе любому. Однако выбрал он архитектора также немецкого происхождения Густава Андреевича Гельриха. Тот окончил Политехнический институт в Ганновере и мог бы успешно работать в Европе, но в 1901 году переехал в Москву и до начала Первой мировой войны успел возвести здесь более трёх десятков значительных построек. С 1906 года Гельрих – член Московского архитектурного общества, в 1908-м представлял свои проекты на Международной художественной выставке в Петербурге. Владел собственным доходным домом на Малой Дмитровке. После 1914 года следы его теряются: скорее всего, он либо покинул Россию, либо был интернирован, поскольку сохранял германское подданство.

А летопись владения на Большой Никитской, где Гельрих начал возводить дом для Я.А. Рекка, прослеживается с конца XVIII столетия. Тогда усадьба принадлежала семье дворян Наумовых и, имея трапециевидную форму, располагалась как раз между обеими Никитскими улицами. В глубине стоял главный дом, на Малую Никитскую смотрел парадный двор с флигелями, а на Большую Никитскую – сад с оранжереей на каменном фундаменте. До 1812 года, когда усадьба сгорела в пожаре, она поменяла четырёх хозяев. Через пять лет владение разделилось на две части, и часть по Большой Никитской перешла к статскому советнику А.А. Ушакову. Впрочем, в течение XIX века переход владения из рук в руки тоже случался неоднократно.

И вот в 1902 году новым хозяином участка становится Я.А. Рекк. Гельрих запроектировал двухэтажный особняк в англо-шотландском духе с жилым полуподвалом. По плану на первом этаже должны были находиться кухня, подсобные помещения и комнаты для прислуги, а на втором –небольшая гостиная и спальни. Полуподвал предназначался для технических нужд, имелись и запасные комнаты.

Но ещё не достроенный дом был продан в 1903 году потомственной почётной гражданке Москвы Серафиме Дмитриевне Красильщиковой. Дочь Дмитрия Абрамовича Морозова из линии Абрамовичей знаменитой семьи Морозовых, она была пайщицей Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°». А её супруг, Фёдор Михайлович Красильщиков, занимал должность директора Товарищества мануфактур «Анна Красильщикова с сыновьями» в селе Родники Юрьевецкого уезда Костромской губернии.

Первоначальный проект дома был полностью переработан Гельрихом в соответствии со вкусами новой владелицы. Первый этаж теперь сделался исключительно парадным, второй – жилым. Что касается служб, то они переместились в комплекс построек позади главного дома.

Уличный фасад в стилистике франко-бельгийского модерна имеет по центру классические прямоугольные окна с округлыми верхними углами, а на боковых частях – тройные арочные. Украшен затейливым растительным декором в виде голов гепардов, цветочных букетов, листьев, лент и ниспадающих драпировок. А больше всего изобретательности в размещении лепнины можно обнаружить на верхней части левого эркера, над главным входом в особняк и поверх выступа на фасаде с правой стороны дома. Посередине двух лепных панно выполнены мужская и женская маски, обрамлённые цветами и стеблями растений.

Главным акцентом особняка является небольшой чешуйчатый купол над эркером. (Возможно, спустя три года он, переосмысленный, послужит вдохновением для создания бельведера над угловой башенкой спроектированного тем же Гельрихом доходного дома П.А. Скопника в шести сотнях метров отсюда.)

Интересна по рисунку металлическая ограда небольшого садика справа от дома, также исполненная в графической стилистике модерна.

Существуют сведения, что в 1913 году здание было слегка перестроено архитектором И.В. Рыльским, однако неясно, какие именно изменения были внесены.

После октябрьских событий 1917-го хозяева вынуждены были покинуть свой особняк.

Овдовевшая С.Д. Красильщикова с дочерями обосновалась в Ницце, на вилле «Теодор», которую её муж построил ещё до революции.

А всё их бывшее владение на Большой Никитской оказалось плотно занятым коммунальными квартирами. Например, в главном доме в 1933 году проживало 79 человек, ещё 51 – в двух дворовых постройках, надстроенных по этому случаю на один этаж.

Судьба здания резко изменилась в 1955-м, когда его передали в ведение Управления по обслуживанию дипломатического корпуса МИД СССР (ныне ГлавУпДК при МИД России). Жильцы были выселены, после чего организовали реставрационные работы с приспособлением усадьбы под посольство. В частности, обновлённый вид получили фасады и помещения первого этажа, а второй этаж и полуподвал подверглись перепланировке. Все работы проводились мастерской № 4 Моспроекта под руководством знаменитого зодчего В.Г. Гельфрейха.

В настоящий период в этом одинаково эффектно смотрящемся как в дневное, так и в вечернее время особняке помещается резиденция посла Арабской Республики Египет.

Нужно отдать должное ГлавУпДК, которое для создания дипломатам комфортных условий работы в нашей стране и сохранения памятников архитектуры для будущих поколений поддерживает бывшее владение Рекка – Красильщиковой в достойном виде.


Обсудить в группе Telegram

Александр Алиев

Александр Газанфарович Алиев родился в Москве в... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • История о ленинградцах, которые жили не для себя

    10.05.2025
  • «Они смотрят на нас с небес...»

    10.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    10.05.2025
  • Победа в сердце моём

    10.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Морозовское «палаццо»

    11 голосов
  • На дружелюбной Пятницкой

    6 голосов
  • Дом-сказка

    5 голосов
  • Жемчужина кекушевского модерна

    4 голосов
  • Первый в Москве дом сирот был архитектурным шедевром

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS