Сто лет назад родился скульптор Евгений Токарев
Когда руду мой звонкий молоток
В подобие людей преображает,
Честь мастеру, который направляет
Его удар, иначе б он не мог.
Эти строки Микеланджело самым естественным образом приходят на память при встрече с творчеством Евгения Токарева. Цель его не примитивное жизнеподобие, но стремление постигнуть самую суть, проникнуть в сокровенную тайну психологии и в процессе работы открыть, быть может, ещё неведомое даже самому скульптору или избранному им герою.
Отсюда и своеобразие, и подчас неожиданный ракурс искусства этого мастера.
Знаю это по себе, по собственному опыту. Мне как пианисту посчастливилось позировать Евгению Токареву самым неожиданным образом.
Рояль – великое изобретение человечества, но по технике извлечения звука это всё-таки инструмент ударный. Кажется, любой может, нажав на клавишу, вызвать отклик туго натянутой струны на прикосновение механического молоточка. Звук возникнет, но тут же угаснет. Чуда не произойдёт.
Однако порою рояль обретает способность петь – если клавиатура вступает в контакт с живым человеческим сердцем, передающим руке музыканта волшебный, таинственный импульс. Тогда пальцы творящего артиста дают возможность проникнуть в беспредельный мир музыки – и каждый раз это происходит абсолютно по-особому, индивидуально.
Общаясь со мною, Евгений Токарев не разменивался на детали. Он изваял только главное – руки.
Время неостановимо. Пройдут годы, и многое переменится. Но изваяние всё же останется – памятью светлой и вечной, символом творчества.
, народный артист СССР