Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Честь паче гордости

01 января 2007

РАМПА

В «Театре на Перовской» не совсем хрестоматийный «Маскарад»

На отечественной сцене лермонтовскую драму обычно трактуют либо как противостояние Ангела и Демона, либо как историю «русского Отелло». Оба решения имеют свою аргументацию, фундаментальную, проработанную и разветвлённую. И если постановщик, берясь за эту пьесу, не намерен пускаться в постмодернистские эксперименты, то отклониться от хрестоматийного прочтения классического сюжета ему, как правило, довольно трудно. Кириллу Панченко, художественному руководителю «Театра на Перовской», это удалось. Недаром при обращении к классике он руководствуется известным принципом – «там всё написано». Он поставил, конечно же, Лермонтова, да не совсем. Лермонтов на Перовской – это не тот хрестоматийный двадцатисемилетний поэт, в сознании нашем прочно вставший над каменистым обрывом перед преждевременной кончиной. Из недр лермонтовского текста Панченко извлёк на поверхность то, мимо чего режиссёры обычно проходят. Да, Нина – ангельски чиста и невинна, а Арбенин неустрашим и жесток, как сам прародитель зла, но их противоборство для него не сводится к поединку Света и Тьмы, которые в согласии существовать не могут. Не слишком сложная маскарадная интрига в трактовке режиссёра становится практически для каждого персонажа своего рода лакмусовой бумажкой, определяющей присутствие или отсутствие в нём такого редкого (особенно по нынешним временам) качества, как честь.

Премьера была приурочена к юбилею ведущего артиста театра, одного из его отцов-основателей – народного артиста России Виктора Никитина. Роль действительно бенефисная, и проводит он её мастерски. Арбенин Никитина вдавливает в кресло. Страшно жить на свете, господа! Можно судить и быть судимым, но иметь милосердие и терпимость. Арбенину чуждо и то, и другое. Он мёртв и умерщвляет всё, к чему прикасается. На его фоне Нина (Анна Новикова) получается уж слишком бестелесной. Актриса играет жертву, но не судьбу. Противостояния не получается. Получается просто убийство. И фактически всю ответственность за поединок с Арбениным берут на себя баронесса Штраль (Тамара Карант) и Неизвестный (Денис Светличный).

Сценография Георгия Белкина, поместившего «Маскарад» в зазеркалье, поражает простотой и силой идеи: в какой-то момент можно не смотреть на сцену, а искать отражения героев в зеркалах, искривлённые силуэты, сломанные, обмякшие, как тряпичные куклы. Стать или не стать игрушкой в руках судьбы? А вот это зависит как раз от того, насколько высоки представления человека о чести.

Когда-то люди, не имея возможности отдать карточный долг, пускали себе пулю в лоб, а оскорбление аннулировали ударом шпаги. Жить с запятнанной репутацией было невозможно. «Маскарад», который поставил Кирилл Панченко, – о таких людях. И поставлен он именно для того, чтобы нам, нынешним, напомнить, что они – были. Увы, кое-кому из тех, кто сегодня идёт на «Маскарад», финальная фраза князя Звездича:

Он без ума… счастлив… а я? навек лишён
Спокойствия и чести! –


кажется как минимум странной. Это не эффектный журналистский пассаж, припасённый специально к финалу статьи. Как раз на этой реплике в зале раздался голос: «А чего он так завёлся? Подумаешь! Уедет куда-нибудь, где никто ничего не знает, и дело с концом». И невдомёк бедняге, что от себя людям такого сорта уехать некуда.

Валерия ОЛЮНИНА

Обсудить в группе Telegram

Валерия Олюнина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS