Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 октября 2019 г.
  4. № 43 (6710) (23.10.2019)
Литература Мнение

Честь Татьяны

23 октября 2019

Владимир Березин,
писатель


Я работаю в школе и, хорошо помня собственное школьное детство, стараюсь быть очень осто­рожным в словах. Фразы учителя запоминают­ся надолго. Так, нам часто советовали брать пример, «сделать жизнь» с тех или иных литературных героев. Это довольно интересная тема: чему можно научиться у персонажей великих книг?

Принято издеваться над теми школьниками, что недоумевали: зачем Анна Каренина бросилась под поезд, а не пошла работать на фабрику? Таких школь­ников, впрочем, мало, потому что роман «Анна Каре­нина» не входил в школьную программу. А вот «Евге­ний Онегин» туда входил, и школьные учительницы призывали девочек брать пример с Татьяны. Ведь у неё гордость, и она может отказать этому пустому и, оче­видно, лишнему человеку. «Берегите честь, – говори­ли эти учительницы. – Берегите себя, как она, для настоящего чувства». Меж тем из пушкинского текста вовсе не следовало, что Татьяну ожидает ещё какое- нибудь чувство, кроме имеющегося. Как раз наобо­рот. Но дело не в этом: довольно сложно брать пример с человека, который жил в начале теперь уже позапро­шлого века и неотделим от обычаев своего времени. Я, конечно, уже видел школьниц, которые обросли некоторым количеством слуг и которых готовили на ярмарку невест. Но это всё немного не то…

Характер – вещь цельная, и формируется обстоя­тельствами, и вне их не живёт. Спору нет, «Как закаля­лась сталь» – великая книга. Но для того, чтобы «быть» Корчагиным, нужна смертельная болезнь, отчаянная вера в победу коммунизма, ненависть к бывшим това­рищам-троцкистам, Рабоче-крестьянская Красная армия, паёк и карточки, партийные чистки, СССР из пятнадцати республик, граница у Сестрорецка и ожи­дание войны с Польшей. В общем, всё то, что составля­ло сознание Павла Корчагина и определяло его мысли. И если вынуть кирпич из этой стены, то она начинает осыпаться. Надо брать всё.

То есть нужен целый мир, ныне исчезнувший, а повторить его нельзя. Это как военная форма деда: надеть можно, а стать красным командиром уже не получится. Можно найти будёновку в шкафу, приме­рить, подумать, с чего начинается Родина, испытать любовь и уважение, но невозможно стать человеком прошлого. Нет, если нельзя, но очень хочется, то всё можно. Только это будет называться обидным сло­вом «косплей» (перевоплощение в различные роли. – Ред.), которое приклеилось к костюмным вечеринкам в нарядах японских школьниц и имперских штурмови­ков. Косплей – получится, а остальное – нет.

Но это ещё что: великая русская литература девят­надцатого века была написана в религиозной стране, и сколько бы Белинский ни сообщал Гоголю о том, что чешет русский мужик, говоря о Боге, общество и госу­дарство от этого были неотделимы. Сейчас мы живём в государстве, от которого религия отделена согласно Конституции, и в ней же говорится о равенстве людей; сословия отменены, и нации равноправны. А в девят­надцатом веке и женщина была не вполне человеком. И часто читатель либерального толка сталкивается с тем, что N – вроде бы гениальный писатель, но что с ним делать, ведь он – мужская шовинистическая свинья? Не запретить же? Но, кажется, радикальные люди в заокеанских университетах в этом уже преодо­лели стеснительность.

Мораль и эмоциональные решения героев не экс­портируются из прошлых веков напрямую, всё это только снимки, сделанные литературным фотогра­фическим аппаратом и сохранённые для нас книгами.

В мире со средней продолжительностью жизни в три­дцать лет – одни эмоции, а ныне – другие. Дворянские правила не лезут в настоящее и выглядят неловко, как нынешние дворянские собрания. Комсомольская жизнь не вырывается из контекста времени, как страница из производственного романа семидесятых.

Уклад жизни прежних цивилизаций не наследу­ется, простое подражание бессмысленно. Стараться понять пушкинскую Татьяну можно.

А вот сделать с неё жизнь – нет.

Тэги: Владимир Березин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Актёрская старость

    06.04.2021
  • Три листика

    16.02.2021
  • Финансовые потоки

    10.11.2020
  • Бесплатный труд

    15.04.2020
  • Желание угодить

    11.03.2020
  • Бесплатный труд

    17 голосов
  • Актёрская старость

    17 голосов
  • Желание угодить

    16 голосов
  • Финансовые потоки

    13 голосов
  • Сложный навык прошлого

    12 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS