Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Честная история моего пространства»

01 января 2007

ФИЛОСОФИЯ ЖАНРА

2010 год в Тюмени прошёл под знаком Севера. Вышли книги замечательной ненецкой писательницы Анны Неркаги, Еремея Айпина и Анатолия Омельчука: «Книга Севера» и «Книга Ямала». Презентация прошла – одна в Тюмени, другая – в Салехарде.

– Почему вы назвали свои произведения так странно? – спрашиваю у Анатолия Константиновича Омельчука.

– Честно говоря, последние 3–4 года я работаю в жанре «книга». Не роман, не очерк, не эссе… Называется – книга. Это началось, наверное, с того, как я выпустил «Сибирскую книгу». Неизбежно – «Тюменская книга». Так получилось, что я родился в районе, приравненном к Крайнему Северу. Вся моя сознательная мужская творческая жизнь прошла на Севере. Это земля моего человеческого становления. Север российский знаю, не покривя душой, больше, чем другие мои современники. У меня появлялись книжки… если рыцари, то Севера, если зов, то Арктики, если на ветрах, то на полярных, если на земле, то на краешке… Мой Север от Мурманска до Уэлена, от Форт-Росса до залива Прадхо-Бей на Северном Ледовитом океане. Надеюсь, читатель найдёт в книге много интересного. Север – земля, равная любой другой на планете, но в чём-то не только особая, а выдающаяся. И конечно, «Книга Севера» – о любви.

– «Книга Севера», «Сибирская книга», «Книга Ямала» – это сериал?

– Нет, нет. Так получилось. Моя маленькая внучка, когда у неё случалась детская оплошность, объясняла: «Так получилось…» И у меня – так получилось. (Чувство самоиронии не просто свойственно Анатолию Омельчуку – оно ярко выражено, когда писатель рассказывает о своём творчестве.) Самый известный северный жанр: что вижу, то и пою. Я вдруг понял: это самый лучший, самый красивый жанр. То протяжная горловая песня, то короткий всхлип на хрупком плечике, то ещё что-то… Так получилось… (Омельчук с хитрецой улыбается и смотрит из-под очков – понятно ли?..) Я считаю: писатель не должен себя останавливать, он должен писать так, как у него получается. А если это не очень похоже на то, как у других… Это проблема других – не моя.

– Анатолий Константинович, не могу не спросить. У вас каждая книга сложно устроенная…

– Да ты что? Там всё просто.

– Но в ней и эссе, и художественно-публицистические краеведческие очерки, и рассказы, и новеллы.

– У меня есть книга «Её величество Обь». Как мы представляем себе реку? Что это такое? Река – не только вода. Её берега, пойма, заводи, омуты. Она влияет на всё живое вокруг, на тех, кто живёт на реке… Такой многообразный организм. Мои книжки – это речки. Они текут. Они разнообразны. Книги – живые существа. Не зря говорят: книги рождаются. Мужчина, получается, умеет рожать. И самим этим фактом он вмешивается в прерогативы Бога, который право рождения доверил только женщине… но позволил и мужчине – рожать. Но книги. (Анатолий Омельчук, на мой взгляд, впитал ненецкую самобытную мудрость, загадочную северную философию и порой начинает рассуждать о таинствах жизни, как коренной северянин – абориген.)

– Анатолий Константинович, время такое пришло – время информационных технологий, Интернета. Вы, конечно, приверженец бумажной книги. Вы не единственный…

– Ну что ты... Разве мужчине можно говорить – ты не единственный?

– Да, попала!.. И всё-таки как вы относитесь к электронной книге? Ведь молодое поколение читает Интернет…

– Когда приближается какая-то круглая или крупная дата в жизни, человек думает о промежуточных итогах. Вот и я подумал: что бы издать? Стандартное собрание сочинений? Скучновато. Узнав о Екатеринбургском издательстве «БАСКО» и что они занимаются электронными книгами, решил попробовать издать своё электронное собрание. Каждая книжка для меня – определённый этап, хотя все мои книги одна в другую перетекают, перемещаются, вливаются, вытекают… Но живут своей жизнью. Мы договорились о полном электронном собрании. Есть своё название – «Книга Сибири», потому что все они о Сибири. Будет предварять электронное собрание работа литературного критика, профессора Тюменского государственного университета Натальи Дворцовой «Конспект пространства», она вышла в издательстве «Московский Парнас».

– В электронное издание войдут все ваши книги?

– Все. Все мои книги. Оказывается, не так их много за полвека литературной работы. «Зов Арктики», «Рыцари Севера», «На полярных ветрах», «К неведомым вершинам» – о том, как изучался и раскрывался Полярный Урал, у нас «Арктика (обязательно!) солёная», «На краешке земли», «Её величество Обь» – по сибирской реке в пространстве и времени, «Манящий свет звезды Полярной», потом идёт «Частное открытие Сибири», «Север», но уже «Нежный», потом мы стоим «Последним в очереди за поцелуем», затем начинается «Искушение взаимностью», выясняем, что «Любовь всегда ошибка» – это книга простых слов и другие, уже названные книги. В таком порядке они будут изданы, в нетленном первозданном виде. Библиотека на одном диске, хорошо и по-современному упакованная. Каждый, кто захочет, может взять не с полки, а поставить диск, посмотреть, полистать и, может, что-нибудь найти для себя. Честная пятидесятилетняя история моего времени и моего пространства.

Людмила ГУБАНОВА

Обсудить в группе Telegram

Людмила Губанова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS