Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Честное служение литературе и народу

01 января 2007

ЛИТЕРАТУРА

18 февраля – 115 лет Максиму Горецкому

Если с первой (читай: лучшей) тройкой среди основателей новой белорусской литературы критика давно определилась (Купала, Колас, Богданович), то касательно последующих мест, что называется, «есть варианты». Впрочем, при любом раскладе в числе первых, как правило, называется имя Максима Горецкого. И это притом, что сам писатель долгое время (если прилагательное «долгое» в данном контексте вообще уместно по отношению к человеку, который прожил всего-то 45 лет) свои замечательные произведения – документально-художественные записки «На империалистической войне» и даже повесть «Комаровская хроника» в том виде, в котором мы её сегодня знаем, считал лишь материалом для чего-то более значимого, более «литературного». Пока же он только собирал факты, наблюдения, зарисовывал то, что происходило вокруг, надеясь, что когда-нибудь эти зарисовки перерастут в широкое художественное полотно. «На удивление точно всё записывал всегда Максим Горецкий – даже когда по памяти писал, – восхищался Алесь Адамович. – А там, где мог быть точным до конца, делал это с особенным даже «смаком». Факт, реальное событие, точная фраза, число, дата – всё это записывалось Максимом Горецким так, словно заранее чувствовал писатель эстетическую радость от факта, который постепенно станет историей и, офактуренный временем, приобретёт вдруг эстетическое звучание».
Первый рассказ Горецкого был напечатан 25 января 1913 года в газете «Наша нiва», а уже в следующем году у него выходит первый прозаический сборник, который автор назвал лаконично, но вместе с тем и очень символично: «Рунь». Рунью белорусы называют всходы озимых. Молодой белорусской дореволюционной литературе тоже приходилось прорастать в непростых условиях, доказывая своё право на существование. И «Рунь» Максима Горецкого на этой ниве не просто выжила – она удивила своей необычностью и оригинальностью. Стиль автора, тематика и проблематика его рассказов свидетельствовали, что в литературу пришёл настоящий мастер.
Но в том же 1914 году писателя призывают на службу в царскую армию. Вскоре начинается война, и Горецкий, связист артиллерийской батареи, принимает участие в боях в Восточной Пруссии, где получает первое ранение. После госпиталя он почти на месяц направляется долечиваться в свою родную деревню Малые Богатьковцы (теперь это Мстиславский район Могилёвской области), затем попадает в Москву, а оттуда – снова на фронт. Потом – Полтавское военное училище, и опять фронт, и новое ранение…
Примечательно, что свои дневниковые записи «На империалистической войне» он начинает писать не после всего пережитого, а по горячим следам событий, в которых принимает непосредственное участие. Они имеют подзаголовок «Записки солдата 2-й батареи N-ской артиллерийской бригады Лявона Задумы», но можно не сомневаться, что в них – фронтовая жизнь самого автора. Отдельным изданием это произведение выйдет в 1926 году, и критика тут же поставит его в один ряд с романом «Огонь» Анри Барбюса и сборником рассказов «Человек добр» Леонхарда Франка. А для самого Горецкого это стимул ещё активнее работать над «Комаровской хроникой» – произведением, которое он считал главным в своей жизни и которое, опять-таки, писал «с натуры», взяв за основу судьбу не одного поколения крестьянских семей, живущих в его родных местах. Брат писателя Гаврила Горецкий позже вспоминал: «Максим настолько был захвачен собиранием материалов к «Комаровской хронике», что сделал в 1926 году специальное путешествие в Сибирь, поскольку туда вели жизненные пути некоторых героев. Из большого количества коротких рассказов сибирского цикла в то время напечатано было меньше десятка. Но они имеют большое значение для истории литературного творчества Максима как кусочки будущей хроникальной эпопеи…»
Увы, эта эпопея осталась незавершённой. В 1930-м писателя незаконно арестовывают и в апреле следующего года осуждают на пять лет ссылки в Вятку. Повторный арест и ссылка в Коми АССР были в 38-м. Оттуда Максим Горецкий уже не вернулся, и до сих пор неизвестно точное место его захоронения. Но даже в ссылке писатель продолжал работать. Там им был написан роман «Виленские коммунары», там по-новому начинает переписывать «Комаровскую хронику» в толстые тетради, которых в итоге получилось пять. Однако к широкому читателю они, как и многие другие его произведения, пришли не скоро – лишь после реабилитации Максима Горецкого в 1957 году.
Тем не менее творчество этого прозаика оказало большое влияние на последующее развитие белорусской литературы, на писателей разных поколений, начиная от Кузьмы Чорного и заканчивая (впрочем, заканчивая ли?!) Янкой Брылём.
Трудно переоценить и роль Горецкого-литературоведа. Именно он написал «Историю белорусской литературы», которая на протяжении первого послереволюционного десятилетия была единственным учебником для средних школ и вузов республики. В общем-то, она и сегодня не утратила своей исторической, эстетической, художественной ценности. Равно как и всё, написанное этим замечательным мастером слова, которого ещё предстоит открывать для себя не одному поколению читателей, а новым поколениям писателей – учиться у него честному служению настоящей литературе и своему народу. 

Алесь БАДАК

Обсудить в группе Telegram

Алесь Бадак

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS