Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 августа 2023 г.
Культура

Честный волшебник

Исполняется 100 лет со дня рождения Вадима Коростылёва

04 августа 2023
Вадим Коростылёв (1923–1997)

Песню на его стихи из «Карнавальной ночи» знает вся страна: «И улыбка, без сомненья, вдруг коснётся ваших глаз...» По его сценариям поставлены фильмы «Айболит-66», «Король-олень», «Тайна Снежной королевы», мультфильмы «Вовка в тридевятом царстве», «Королева Зубная щётка» и другие. О творчестве поэта, прозаика, драматурга беседуем с главным редактором департамента «Планета Детства» издательства «АСТ» Ольгой Муравьёвой.

– Известно, что Вадим Коростылёв был поклонником Юрия Тынянова и считал себя его последователем. Что, на ваш взгляд, роднит этих двух авторов?

– Вадим Николаевич Коростылёв принадлежал к военному поколению: он пошёл на фронт добровольцем, под Ельней был ранен, контужен, лежал в госпитале, после чего его комиссовали. В 1943 году он поступил на поэтическое отделение в Литературный институт имени А.М. Горького, где преподавал Юрий Николаевич Тынянов, уже ставший маститым прозаиком, драматургом, сценаристом, переводчиком, литературоведом и критиком. Коростылёву довелось очень мало времени провести с Тыняновым, но, читая романы и повести мастера, молодой автор учился у него самому главному: смотреть на историю как на живой процесс, как на живую жизнь. Коростылёв любил цитировать Тынянова. Например, Тынянов говорил: «Есть документы парадные, и они врут, как люди». В пьесе «Через сто лет в берёзовой роще» Коростылёв вложил эти слова в уста молодого человека. Также Коростылёв учился у мастера различным литературным приёмам, например такому, как историческая стилизация языка, который можно встретить в романах Тынянова «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара», «Пушкин» и его исторических повестях.

– А что сближает его с Евгением Шварцем и Корнеем Чуковским? Часто можно встретить подобные сравнения...

– В середине ХХ века в СССР появилась очень сильная школа сказочной драматургии, которая была начата Корнеем Чуковским, Евгением Шварцем. Были ещё Николай Эрдман, Михаил Вольпин. И к этой же школе относится Вадим Коростылёв. Так же, как и Шварц, он переосмысливал, перерабатывал классические сюжеты так, что они приобретали новое звучание. И проблематика, и образы пьес Шварца имели социально-политический подтекст. Вот и у Коростылёва в произведениях звучали такие, к примеру, реплики: «Это даже хорошо, что пока нам плохо», «Я же говорил, что мы его обгоним и перегоним», «Что же твоё добро всё побеждает-побеждает, да никак не победит?», «Лучше горькая жизнь, чем такая кислая» и другие. И, конечно же, сказки Коростылёва, как и сказки Шварца, отличались самобытностью, новаторством.

Что касается Чуковского... Большинство читателей и зрителей помнят, конечно, совершенно изумительный музыкально-художественный фильм «Айболит-66». Собственно, он и связывает Коростылёва с Чуковским. Потому что сценарий этого фильма был написан на основе пьесы Коростылёва «О чём рассказали волшебники», а эта пьеса, в свою очередь, писалась на основе двух произведений Чуковского: «Айболит» и «Доктор Айболит».

– В чём секрет симпатии к произведениям Коростылёва представителей самых разных поколений?

– То, о чём пишет Коростылёв, актуально всегда. Например, его знаменитая повесть «Вовка в тридевятом царстве» – урок о вреде тунеядства, усвоенный мальчиком из реального мира. «Королева Зубная щётка» – сказка о воспитании, о том, как важно соблюдать правила гигиены. «Король-олень» – сказка о любви, которая противостоит злу... Ничего не меняется: как нужно было чистить зубы, соблюдать гигиену, трудиться – так и нужно продолжать это делать. А также объяснять маленьким детям, почему это так важно.

А секрет Коростылёва, думаю, в умении замечать человеческие грехи и писать о них весело и необидно.

– Какие произведения Коростылёва чаще всего переиздаются и пользуются наибольшим спросом?

– Настоящий рекордсмен по переизданиям – «Вовка в тридевятом царстве». Это и понятно: «Вовке...» очень повезло, потому что мультфильм нарисовал прекрасный художник Анатолий Савченко, который смог при помощи рисунка раскрыть персонажи, отразить их душевное тепло и доброту. А озвучивали их такие замечательные актрисы, как Рина Зелёная и Клара Румянова. В своё время мы в издательстве «Малыш» выпускали и книгу с рисунками Анатолия Михайловича Савченко. Поэт-песенник Михаил Пляцковский говорил: если хочешь, чтобы твоя книга жила долго, отдай её на иллюстрирование либо В. Сутееву, либо А. Савченко. Это действительно так! И «Вовка...» – вне конкуренции. А другие произведения Вадима Коростылёва, такие как «Честное волшебное», «Король Пиф-Паф, или Сказка про Ивана-Не-Великана» или «Королева Зубная щётка» издательство печатает, как правило, в хрестоматиях, а не отдельными книгами.

– Есть ли среди произведений Коростылёва такие, которые кажутся вам недооценёнными или недопонятыми?

– Трудная судьба была у многих его пьес, таких как «Пиросмани, Пиросмани, Пиросмани...», посвящённой последним дням великого художника Николая Пиросманашвили; «Через сто лет в берёзовой роще» – о декабристах; «Шаги командора» – о Пушкине; «Печаль моя светла» – о Грибоедове... И с постановками не всё было гладко, и для издания пьесы тяжёлый материал: редко кто готов читать драматургию вне школьной и вузовской программы. Сейчас мы можем только предположить причины, но, я думаю, были сложности, связанные и со временем, и с тем, что Коростылёв был очень честным человеком, не кривил душой, старался, чтобы в работах всегда оставалась правда жизни.

О том, что было недооценено, мне кажется, мог сказать только автор, а сегодня знать об этом могут разве что его наследники...

А я бы только хотела пожелать, чтобы стихи, пьесы и сценарии Вадима Николаевича Коростылёва жили, чтобы их переосмысливали и создавали на их основе новые спектакли, фильмы и мультфильмы, которые будут с удовольствием смотреть будущие поколения.

_________________________________________________________________________________

Сказочный менеджер Вовка

В своих произведениях Вадим Коростылёв продолжал сказочную традицию К. Чуковского и Е. Шварца. Его сказки и сценарии учат доброте, трудолюбию и отваге и рассказывают о том, что не стоит лениться и ждать, что работу за тебя сделают другие. Одним из самых популярных произведений Вадима Николаевича и сегодня остаётся «Вовка в Тридевятом царстве» (1965) – история обаятельного лентяя Вовки, который попал в книгу сказок и узнал, что волшебная жизнь совсем не так легка, как кажется.

Цитаты и выражения из «Вовки в Тридевятом царстве» давно ушли в народ – их знают и повторяют даже те, кто никогда не смотрел легендарного мультфильма. «И так сойдёт!», «Вы, чего, и пальцы за меня загибать будете?», «Хочешь – пирожного, хочешь – мороженого…», – вспоминаем мы фразы, придуманные Вадимом Коростылёвым, по самым разным поводам.

Сказка о Вовке стала одним из первых советских, как бы сейчас сказали, «кроссоверов» – истории, где действуют персонажи из разных миров. Задолго до появления западных супергеройских саг Вадим Коростылёв собрал вместе и Василис Прекрасных, и Старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке», и волшебную печку, и… простого нерадивого школьника Вовку, современника читателя 60-х годов.

Маленькие читатели и зрители мультфильма сразу же оценили весёлую и яркую историю с любимыми героями, а взрослые – тонкое сплетение сказочности и актуальности (в духе Е. Шварца). Царь здесь красит забор, чтобы «не прослыть тунеядцем», сказки «стоят на полке», а Василисы Прекрасные собираются «на слёт». А волшебство в сказке Коростылёва оказывается, конечно же, не абстрактной магией – но результатом упорного труда, приложенных усилий и смекалки. Нет ничего невозможного для того, кто привык полагаться на свои силы!

Однако «Вовка в Тридевятом царстве» учит не только трудолюбию – его дидактический потенциал гораздо шире и актуален во все времена. Вместе с Вовкой мы узнаём о том, как важно правильно ставить задачу – ведь без грамотного менеджмента даже волшебные помощники «из ларца» тесто нарубят, а дрова замесят. Учимся вежливости и навыкам делового общения: быть может, встреча Вовки с царём закончилась бы удачнее, если бы он разговаривал с монаршей особой более уважительно?

Детская непосредственность и остроумная ирония, ненавязчивый воспитательный эффект и яркие образы, хлёсткие и меткие фразы – вот секрет многолетнего успеха истории про Вовку. И сегодня взрослые с удовольствием показывают этот мультфильм своим детям. А ещё – о приключениях Вовки можно прочитать! В редакции «Малыш» издательства «АСТ» повесть «Вовка в Тридевятом царстве» недавно вышла в серии «Детские комиксы» – в понятном современным детям формате графического романа, а также в серии «Лучшие сказки «Малыша» с новыми иллюстрациями популярной художницы Ольги Боголюбовой.

Сказка Вадима Коростылёва по праву входит в золотой фонд отечественной детской литературы. Именно такие истории помогают прививать новому поколению вечные ценности честности и смелости, ответственности за себя и других, самостоятельности и справедливости.

Редакция «Малыш», издательство «АСТ»


Тэги: Интервью Век Юбилей Драматург Сценарист
Обсудить в группе Telegram

Валерия Галкина

Журналист, литературный редактор. Родилась в 19... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Русских хотели обречь на вымирание

    07.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «От нас всегда ждут чего-то неожиданного!»

    01.05.2025
  • Дранг нах Остен: как это было

    30.04.2025
  • Достойны воспевания

    19.04.2025
  • Блаженный – значит счастливый

    85 голосов
  • Земля и небо

    68 голосов
  • Гений эпизода

    52 голосов
  • Последний из огненных

    40 голосов
  • В своей печали древним песням равный

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS