Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Четверг начинается в среду

01 января 2007

ЛИТЕРАТОРСКИЕ МОСТКИ

Наталья КОМЕЛЬКОВА

Информационный бум и тотальная компьютеризация быстро утвердили новые культурные приоритеты. Художественная литература (особенно поэзия) оказалась аутсайдером современного техногенного мира и скорее атавизмом нынешнего общества, чем его богатством. Появление фигуры культур, или литературтрегера – управленца совершенно нового типа, – естественный ответ на вызов эпохи информации и царства «офисного планктона». Фигура эта неоднозначна, но без неё творческие личности, может, и вовсе потерялись бы в обезличенном цифровом пространстве. Литература творится теперь не в тиши кабинетов, а на фестивалях и разнообразных площадках. Пришла пора проанализировать это явление и дать оценку наиболее ярким его представителям.

На фоне бесконечных причитаний о падении интереса к литературе, как ни странно, именно литературная жизнь находится если не на подъёме, то на его пороге. Появляются новые журналы и альманахи, повсеместно действуют литературные студии, и проводятся бесчисленные литературные вечера. Ещё совсем недавно площадок для их проведения было – по пальцам перечесть. А теперь только в Москве – десятки.

Но это бурление остаётся практически незаметным для широкой публики. Поэты читают стихи друг другу, прозаики друг для друга презентуют романы. Даже Центральный Дом литераторов перестал быть центром литературной жизни столицы. Единственным местом сбора тех, кто не только пишет, но и читает, остаются клубы и салоны. Руководят ими энтузиасты – организаторы литературного пространства. Или литературтрегеры.

Хорошая «нехорошая квартира»
Культурный центр «Булгаковский дом» находится в том же здании, что и музей-квартира автора «Мастера и Маргариты», но это разные организации. На окнах портреты Булгакова, стилизованные под старину зелёные двери и два привратника – рельефные желтоглазые совы. Если повезёт, навстречу вам выйдет кот Бегемот. Подниметесь по лестнице – и откроется скорее полуосвещённый, чем полутёмный, ряд комнат. В одной из них, той, что с плетёными стульями, большим зеркалом и фортепиано, и проходят литературные и музыкальные вечера, спектакли и научные конференции, творческие семинары и художественные выставки. Руководит «Булгаковским домом» директор и автор идеи создания культурного центра Николай Голубев. Литературные вечера, которые неизменно ведёт поэт, журналист и культуртрегер Андрей Коровин, «запустились» в мае 2005 года.

«Булдом» популярен и любим в литературной среде. И именно по средам здесь читают стихи и разговаривают о высоком, просто общаются и неохотно расстаются. Коровин как рачительный хозяин приглашает интересных авторов не только из Москвы, но зовёт гостей со всех волостей, стараясь расширить географию вечеров. Приезжают поэты и прозаики из Белоруссии и Украины, прилетают из Сибири и Соединённых Штатов.

В литературном салоне за эти годы «отметились» и авторы старшего поколения, и совсем молодые: Наум Коржавин, Евгений Рейн, Анатолий Найман, Юрий Кублановский, Евгений Витковский, Владимир Алейников, Геннадий Русаков, Бахыт Кенжеев, Алексей Цветков, Сергей Гандлевский, Олег Хлебников, Константин Кедров, Юрий Ряшенцев, Игорь Иртеньев, Кирилл Ковальджи, Евгений Бунимович, Елена Исаева, Андрей Грицман, Александр Тимофеевский, Дмитрий Сухарев, Марк Шатуновский, Александр Кабанов, Андрей Битов, Владислав Отрошенко, Евгений Клюев и многие другие.

Но секрет успеха не только в обширной географии и маститости авторов, а прежде всего в организаторском таланте Андрея Коровина, его творческом подходе к работе. У каждого культуртрегера свои приёмы и методы проведения вечеров. У Коровина это – экспериментирование с форматом и структурой мероприятия на стыке различных видов искусств или родов литературы. Например, выступление авторов, пишущих в разных направлениях и языковых нормах. Такими были совместные вечера Андрея Родионова и Дмитрия Тонконогова, Евгения Лесина и Анны Логвиновой. Или серия вечеров «Тысячники ЖЖ», ориентированная на привлечение интернет-сообщества к литературной жизни столицы. В рамках этого проекта выступали известные писатели-блогеры, пользователи популярного электронного ресурса Живой Журнал, у которых больше тысячи постоянных читателей. Автор идеи – поэт Алексей Ефимов, который несколько лет был компаньоном Андрея Коровина и тоже привнёс много интересного в развитие литературной гостиной.

Ещё один удачный эксперимент был реализован в минувшем литературном сезоне. Это серия мастер-классов по поэзии, которые провели редакторы «толстых» литературных журналов «Арион», «Дружба народов», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Москва» и других. Разовые мастер-классы для всех желающих проводились совершенно бесплатно, как, впрочем, все вечера в «Булгаковском доме». Итогом этой работы стали публикации молодых «семинаристов» в журналах и приглашение участвовать в Форуме молодых писателей в Липках.

Другой оригинальный проект – «Критический минимум» – был осуществлён совместно с руководителем литературного клуба «Классики XXI века» Еленой Пахомовой. Идея состояла в публичном обсуждении произведений современных поэтов критиками в присутствии авторов. Концепция этих вечеров – ещё одно ноу-хау «Булгаковского дома», которое впоследствии приобрело популярность.

Работая на энтузиазме и интересе, хорошая «нехорошая квартира» и действующая литературная гостиная открыты для новых предложений и идей. Поэтому наравне с традиционным форматом презентаций и творческих вечеров друзей и гостей «Булгаковского дома» часто проходят мероприятия на основе синтеза разных направлений и жанров, областей и форм искусств. Привлекаются к участию в творческих проектах критики и писатели, издатели и редакторы журналов, музыканты и актёры, художники и искусствоведы. В ближайшем будущем в литературном салоне Андрея Коровина ожидается появление ещё одного увлекательного перформанса – поэтического театра.

«Мастера» по средам и «классики» по четвергам
Каждую среду каждый из нас может свободно попасть в литературную среду, заботливо поддерживаемую участниками вечеров. Слушать стихи, общаться, а потом жить в предвкушении новых встреч. А если не хочется ждать неделю, булгаковскую среду можно продолжить чеховским четвергом. Ведь близость «Булгаковского дома» и Чеховского культурно-просветительского центра не только территориальная, но и творческая. Совместные проекты, аналогичный креативный подход к организации вечеров, а также попытка отразить современный литературно-художественный процесс в его многообразии – вот точки соприкосновения и сотрудничества культурных центров и в особенности литературных площадок.

Чуть больше километра пешком от «Булгаковского дома» или одна станция на метро, и мы попадаем в Библиотеку им. А.П. Чехова. Ярко освещённый холл. Налево – тускловатый зал с хрустальными люстрами и шафранными тканевыми обоями. Как в старом театре, скрипучие откидные кресла, а в стороне, в углублении, уютные диваны и рояль. Но главное очарование этого зала создаёт постоянно действующая выставка современных художников, дизайнеров и фотографов. Каждый четверг появляются новые работы, особым образом участвующие в литературных вечерах, то как бы иллюстрируя произведения авторов, то входя с ними в диалог противопоставлением текста и содержания работ, то создавая ощущение творческой энергии, наполняющей зал.

Клуб «Классики XXI века», открытый в 1993 году по инициативе поэта и издателя Руслана Элинина и Елены Пахомовой при чеховской библиотеке, – одна из самых старых действующих литературных площадок Москвы. Главной идеей при создании была попытка осмысления современного литературно-художественного пространства и его запечатления. Итогом многолетней работы клуба стали большая видеотека прошедших вечеров и фотоархив. Уже сейчас многие записи имеют культурную и историческую ценность.

В помощь молодым авторам клуб организовал серию поэтических книг «Классики XXI века». 100 экземпляров тиража мгновенно расходятся среди друзей. Под неусыпным руководством Елены Пахомовой в чеховской библиотеке проходят презентации, семинары, лекции, круглые столы и художественные выставки. Клуб «Классики XXI века» тоже по-своему старается удивить и порадовать зрителей и музыкально-поэтическими вечерами, и популярной в последнее время видеопоэзией, и театрализованными поэтическими чтениями. В свете популярности видеопоэзии с 2008 года клуб запустил новый проект «Ipoems – поэтическое видео». Проект нацелен на изучение и продвижение жанра, возникшего в результате синтеза поэзии и кино.

Круг авторов Чеховского центра также обширен и продолжает расширяться за счёт сотрудничества с фестивалями и конкурсами. Совместно с независимой литературной премией «Дебют» был осуществлён проект «Литературное творчество юных». Клуб всегда рад пригласить гостей ежегодного международного фестиваля «Биеннале поэтов в Москве» и предоставить им площадку. Чтобы не повторять уже упомянутых ранее писателей, лишь добавлю ещё несколько имён: Инна Лиснянская, Фазиль Искандер, Александр Кушнер, Иван Жданов, Александр Ерёменко, Юрий Арабов, Александр Кабаков, Валерия Нарбикова, Нина Садур, Мишель Уэльбек, Глеб Шульпяков, Санджар Янышев, Александр Иличевский, Инга Кузнецова, Максим Амелин, Мария Ватутина, Ефим Бершин и многие-многие другие.

«Классики XXI века» стараются держать уровень и «руку на пульсе», активно участвуя в культурной жизни и плодотворно сотрудничая с посольствами и культурными центрами Франции, Англии, Германии и других стран. И хотя основная задача «Классиков» не забыта, всё же этот прикладной интерес не был бы так ценен без главной составляющей вечеров – живого и благотворного общения. Пока литературный процесс движется, он живёт.

Обсудить в группе Telegram

Наталья Комелькова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS