Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Четвёртое кольцо короче третьего

01 января 2007

АКТУАЛЬНО

Но не в километрах, а в годах: ТТК понадобилось 70 лет, чтобы «из сказки стать былью», а ЧТК хватит и десятилетия

Прошло всего пять лет с тех пор, как в Москве – в ноябре 2005 года – было запущено непрерывное движение по Третьему транспортному кольцу. А ведь были «эксперты», утверждавшие, будто ТТК никак не улучшит транспортную обстановку в городе. Где те эксперты сегодня? Всего пять лет прошло – а трасса уже стала частью нашей жизни, и вообразить город без неё уже невозможно. Власти не сомневаются, что четвёртое кольцо окажется ещё более мощным лекарством от пробок, чем третье. И стараются не повторять ошибок предшественников. Если ТТК превращали из схемы в бетон целых 70 лет, то ЧТК строится ускоренными темпами, несмотря на кризис.

Первые упоминания о Третьем транспортном кольце содержатся в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года. Уже тогда архитекторы понимали, что построенный «клиньями» город обречён на транспортные проблемы. Однако с момента появления самой идеи до появления первого реального элемента нового кольца – участка от Беговой до Рижской – прошло 25 лет. Ещё полтора десятилетия постройка ТТК шла в вялотекущем режиме: возникали то один, то другой участок дороги, то одна, то другая развязка. После открытия Рижской эстакады в 1975 году проект замер ещё почти на четверть века. И лишь в 1999 году за ТТК взялись всерьёз – уже нынешнее руководство города. Всего за шесть лет трасса стала полноценным 36-километровым кольцом без единого светофора.

С тех пор когорта московских автовладельцев выросла в разы. И многие ли нынешние водители помнят, что совсем недавно с Варшавки на Волгоградку приходилось ездить через Садовое кольцо! Многим ли в кошмарном сне может привидеться поездка от Смоленской площади до Рижской длиной в целый рабочий день? А ведь в конце 90-х такая езда была печальной нормой жизни. Мы быстро привыкаем к хорошему – и уже придирчиво изучаем предложенный столичными властями в 2005 году проект Четвёртого транспортного кольца. Трасса будет длинной – целых 74 километра – и довольно дорогой: один лишь первый участок ЧТК обошёлся в 66 млрд. рублей.

Стоит ли игра свеч – рассуждаем мы, давясь в пробках по дороге на работу и домой? Судите сами. Перефразируя классика, кольцо в столице – больше, чем кольцо. Ведь основная работа над ЧТК – подготовительная. На один километр собственно кольца приходятся десятки километров реконструированных прилегающих улиц, сотни километров обновлённых коммуникаций. Да и сам эффект от кольца начинает проявляться гораздо раньше, чем по нему будет пущено бессветофорное движение. Яркий тому пример – идущие сегодня работы на улицах Уткина и Гаражной, реконструкция которых облегчит связь между соседними районами города. «Вспомогательный участок – не значит второстепенный. В будущем каждый из таких участков станет служить съездом-въездом на само ЧТК. Но и сегодня их роль трудно переоценить, – рассказывает глава Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко. – Например, до появления этого самого первого участка длиной 22 километра в однополосном исчислении жители районов Перово и Измайлово ехали друг к другу в гости, протискиваясь через маленькую дырку под железной дорогой. А теперь Измайловское шоссе и шоссе Энтузиастов соединены отличной трассой по две полосы движения в каждую сторону».

К слову, именно из-за сложных и долгих подготовительных работ ЧТК оказывается самым дорогим проектом в истории московского дорожного строительства. По расчётам мэрии, 30% стоимости первого участка потрачено на перекладку и улучшение коммуникации. Достаточно сказать, что для начала основной стройки пришлось переложить 3,5 км коллекторов, 8,7 км газопровода, 34,17 км водопровода, 196,6 км кабельных линий и электросетей. Ещё 20% – на расчистку территории для трассы и развязок, вывод с неё гаражей и предприятий. Ещё 16% стоимости – это работы на прилегающих к будущему кольцу улицах – таких, как Уткина и Гаражная. Наконец, около 4% уходит на благоустройство прилегающей территории. Вокруг первого участка ЧТК высажено 990 деревьев, 11 250 кустарников, построено 28 песочниц и устроено более 120 000 кв. м газонов.

И менее трети – всего лишь 30% всех денег – ушло собственно на строительство самого кольца. Удельные затраты на 1 км одной полосы ЧТК составляют 338,3 млн. рублей. Это примерно столько же, сколько тратят на строительство скоростных трасс в городах на Западе. Причём обычных трасс, без учёта мостов, тоннелей, развязок и прочего «штучного товара».

Как бы то ни было, московские власти стараются максимально ускорить строительство ЧТК. Третье кольцо воплощалось в реальность 70 лет. Кризис скорректировал планы федеральных властей по строительству дорог. Например, «пошла под нож» разработанная совместно со столицей концепция развития московского транспортного узла на 2010–2015 годы. В числе прочего в ней планировалось расширение 10 км существующих трасс на выездах из столицы, а также строительство 40 км новых дорог. Федеральное правительство и правительство Москвы договорились поделить расходы на программу поровну – с каждой стороны причиталось без малого по 700 млрд. рублей. На паритетной основе планировали профинансировать и развитие линий метро. Все ведомства поставили под документом свои подписи, но из-за кризиса реализация концепции отложена на неопределённый срок.

Но ЧТК необходимо городу уже сейчас. Точнее, ещё вчера. Понимая это, столичная мэрия не сдаётся, хотя бюджет на строительство дорог «усох» из-за кризиса почти втрое: на этот год он составляет 37 млрд. рублей против 50 млрд. в 2009-м и более 100 млрд. в 2008 году. В ближайшие 3 года должны быть построены первоочередные участки Четвёртого транспортного кольца в Восточном и Юго-Восточном округах Москвы. Власти надеются завершить всё строительство в 2015 году. Ситуация в экономике пока неопределённа, но надежда на это остаётся. Когда вся стройка будет завершена, Москва получит новый транспортный пояс между ТТК и МКАД, по которому каждый час смогут проезжать по 5500 автомобилей в каждую сторону. В часы пик это значение будет вырастать до 7500 автомобилей. Для сравнения: ТТК пропускает до 6500 машин в час. Лишь МКАД обладает большей пропускной способностью, да и то ненамного – 8500 автомобилей в час. Так что при хорошем сценарии жизнь водителей в Москве может круто измениться к лучшему уже совсем скоро. И через пять–десять лет ехать из Бирюлёва в Измайлово через «трёшку» будет такой же дикостью, как сегодня – через Бульварное кольцо или Кремль.

Софья БУШУЕВА

Обсудить в группе Telegram

Софья Бушуева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS