Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Четвёртый коридор

01 января 2007

ОБЪЕКТИВ

Андрей Воронцов. Тайный коридор. – М.: Вече, 2007. – 384 с. – (Романы последних времён). 

Первая профессия Андрея Воронцова (фельдшер «скорой помощи») многое дала ему. Как Чехову, как Булгакову и Вересаеву. Андрей Воронцов, рисуя портреты своих героев, по-медицински точен. Он как бы заносит их физические и душевные свойства в своеобразный анатомический атлас. Капитан КГБ Немировский у него – «человек с лицом, туго обтянутым кожей, как у египетской мумии, и длинными плоскими руками». Или вот эпизодическая фигура – Филин, комсорг Литинститута, «человек с порочным лицом, хотя сразу трудно было объяснить, что же именно в нём порочного. Но если приглядеться, становилось ясно: при довольно кустистых рыжих бровях красные, «ячменистые» веки его были совершенно лишены ресниц – сжёг он их, что ли?»
«Тайный коридор» Андрея Воронцова состоит из двух «лазов», двух частей. Первая часть – время советское. Вторая часть – современность. Между ними – пласт, умышленно (замысел такой) опущенный писателем.
Начинается всё с того, что главный герой романа Алексей Звонарёв – фельдшер «скорой помощи» и начинающий писатель, студент Литинститута – приехал по вызову в элитный дом. Жена полковника ГРУ Трубачёва рассказала, что муж заболел – сидит за столом без движения несколько дней, не ест, не пьёт, не спит, на работу не ходит. А его ждёт скорая загранкомандировка, генеральские погоны… Жена боится вызывать врачей из ведомственной поликлиники, так как информация о столь необычном поведении мужа может неблагоприятно сказаться на его карьере.
Эта встреча с последовавшим монологом-откровением высокого чина ГРУ послужила боевой пружиной всего романа «Тайный коридор». Трубачёв, которому чем-то понравился Звонарёв, вдруг рассказал ему, что на самом «верху» советской системы действуют засланные, а точнее, купленные за американские деньги «жуки». На руках у полковника были документы, подтверждающие его слова, но он не мог дать им хода, потому что компромат неизбежно попал бы к тем, кого, собственно, обличал.
Спустя несколько часов после этого разговора полковник Трубачёв застрелился. Последним, кто продолжительное время разговаривал с самоубийцей, был Звонарёв. Естественно, его тут же начали допрашивать представители разных «органов», в том числе и капитан Немировский из КГБ. Главный герой романа уезжает в Ялту, в писательский дом отдыха, полагая, что к его возвращению «всё рассосётся». Но по дороге он догадывается: за ним хвост.
Главное же событие первой части «Тайного коридора» – встреча Звонарёва на набережной Ялты с незадачливым историком, «чёрным археологом» и сексотом КГБ Альбертом Ивановичем Пепеляевым, который за вознаграждение приводит Алексея в тайные подземные ходы под Ялтой.
Пепеляев вдруг исчезает, бросая главного героя в подземелье. После мучительных блужданий во мгле Звонарёву удаётся найти выход из тайного коридора – но куда? Из 1984 года в 1999-й. Из недоразвитого социализма – в дикий наш, теперешний капитализм. Перестройки в романе Воронцова нет.
К слову замечу: если первая часть романа «Тайный коридор» строится логично, по лекалам критического реализма, с привкусом чертовщинки, то вторая часть повествования порывиста и прерывиста, и чертовщинка эта становится уже чертовщиной. В первой части Немировский – капитан КГБ (засланный, купленный?). Во второй части романа он – хитрец, богач, олигарх, «жук-древоточец», которого решил вывести на чистую воду студенческий друг Звонарёва, а теперь хозяин частного детективного агентства и криминального журнала Андрей Кузовков. По просьбе Кузовкова Звонарёв «сочиняет» телефонный диалог чеченского лидера Зелимхана Яндарбиева с олигархом Немировским. Затея с компьютерным «фальсификатом» записи приводит автора авантюры Кузовкова к смерти от пуль заказного убийцы, а Звонарёва заставляет бежать из Москвы.
Волею судеб он снова оказывается в Ялте. На этот раз ему предстоит выйти из крымского лета и вернуться в зиму. Но не в ту, пятнадцатилетней давности… Друзья, ждущие его у выхода, постарели на те же 15 лет. Звонарёв вернулся не в прошлое, он вернулся к самому себе. А жить дальше ему предстоит в той реальности, какую Бог дал. Вывод: у каждого человека, каждого народа, каждой страны – свой путь в истории.
Как определить жанр этого романа? Скорее всего это современный роман со всем инструментарием психологического воздействия на читателя.
Читая роман, я вспомнил мудрую деревенскую присказку. На вопрос: «Что ты окончил?», народные мудрецы непременно отвечают: «Три класса и четвёртый коридор». Далее следует лукавая улыбка. Под четвёртым коридором всегда подразумевалась жизнь.

Николай ИВЕНШЕВ

Контактные телефоны для заинтересованных лиц – представителей книгоиздательств и книжной торговли: 208-95-24, 208-91-62.

Обсудить в группе Telegram

Николай Ивеншев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS