Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Четыре кризиса трёх аккордов

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Андрей Горохов. Дыра, прикрытая глянцем. – М.: ООО «Издательство Ад Маргинем», 2007. – 96 с.

В той широкой и обильной области музыки, которую с некоторых пор даже как-то и затруднишься поименовать в целом (рок – не рок, поп – не поп, альтернатива – не альтернатива; стили и термины устаревают, перемешиваются, теряют свои значения), неладно давно. Это слышно невооружённым ухом. Как бы там ни хорохорились её творцы и производители, как бы ни надували щёки изрядно расплодившиеся деятели экономически небезуспешной вроде бы индустрии, как бы ни бушевали новые поколения меломанов на стадионах и в клубах… «Неакадемическое» – вот, пожалуй, наиболее точное и всеобъемлющее определение этого звукового пласта – музыкальное направление переживает исключительно драматический (опять-таки невзирая на кажущееся внешнее благополучие) этап своего существования. Хитов-однодневок – великое множество, а настоящих, новаторских явлений – раз, два и обчёлся; мелодии и ритмы гремят разве что не из утюга, но исполнители, претендующие на то, чтобы остаться в истории, кажется, перевелись как класс (за вычетом нескольких неувядающих ветеранов, естественно, вот они уже которое десятилетие подряд вынуждены «держать марку», отдуваясь за себя и за тех, кто по логике должен был подхватить знамя). И печальная и поучительная история русского рока отнюдь не укладывается в прокрустово ложе социально-политических причин. На Западе происходят в целом абсолютно аналогичные процессы (см. канал MTV). Разобраться в причинах создавшейся ситуации берётся Андрей Горохов – наш человек в Европе, музыкальный журналист, довольно давно уже вещающий на «Немецкой волне» и знающий положение дел в поп-рок-забугорье, что называется, не только понаслышке. В своей небольшой, не без некоторой рисовки, но и не без подкупающей лихости написанной брошюре он раскладывает всё как по нотам. Налицо серьёзно поразившие предмет исследования четыре серьёзных кризиса: звукоиндустрии, музыкальной журналистики, мейнстрима и электроники. О последнем особо и распространяться не стоит. По Горохову, современная «электронная музыка – это сфера безвкусия и откровенной графомании». Правда, проконстатировав это, он зачем-то пускается в длинное, сугубо специфическое и мало что добавляющее к означенному «приговору» интервью с «экспертом» – кёльнским музыкантом Феликсом Рандомицем. А вот в первых двух главках автор раскрывает суть вещей достаточно увлекательно, живо, доказательно. Вот перед нами во всей своей красе предстаёт мировая индустрия звукозаписи, в своём стремлении к всёвозрастающему обогащению сперва нанёсшая благодаря взлелеянной ею системой суперзвёзд мощный удар по музыке как акту свободного творчества, павшая «жертвой собственной пропаганды», а ныне занятая бессмысленной и обречённой на поражение борьбой с файлообменщиками и теми, кто самостоятельно копирует понравившиеся песни на CD. Вот сегодняшняя музыкальная журналистика, потерявшая всякую независимость и критичность мнений и занявшаяся в первую очередь обслуживанием тех же мейджеров рынка и впавшая в связи с этим в «удивительную музполиткорректность». Вот навсегда, похоже, потерянный вместе со «смертью» рок-н-ролла «мессидж андерграунда», то есть наполнявшую и питавшую весь этот джаз «идею конфликта»… Однако, смотря на вещи достаточно пессимистически и уподобив историю поп-музыки истории великих географических открытий, Горохов в конечном счёте призывает своих читателей «не паниковать», ибо «жить дальше и слушать музыку, перестав относиться к ней как к непрерывному, постоянно обновляющемуся потоку», на его просвещённый взгляд, вполне возможно. И действительно: новой Америки нам уже не открыть, посему удовлетворимся существующими частями света. 

Даниил ЧАПЛЫГИН

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS