Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Четыре режиссёрских хронотопа

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Салынский Д.А. Киногерменевтика Тарковского. – М.: Продюсерский центр «Квадрига», 2009. – 576 с.: ил.

Запутанное, не всегда динамичное, не выражающее декларативно авторскую позицию и насыщенное множеством как очевидных, так и скрытых, «тайных» символов – такое определение творчества Андрея Тарковского вполне справедливо. Однако разгадывать символизм его фильмов – очень увлекательное занятие, требующее, впрочем, серьёзного метода – адекватного такому глубокому кино.

Дмитрий Салынский предлагает «прочитать» фильмы Тарковского с позиций герменевтики – актуального и имеющего давнюю историю подхода. Герменевтика начиналась как толкование библейских текстов и вернулась в гуманитарные науки в XX веке, когда те в борьбе с позитивистскими течениями искали свою методологию и обратились к феноменологическому пониманию. В принципе в своей современной версии герменевтика предлагает заниматься тем же, что и тысячи лет назад, – искать в текстах предельные, абсолютные смыслы.

В нарративах фильмов Тарковского автор книги находит четыре сквозных хронотопа (в терминах Бахтина – пространственно-временных смысловых единства), которые проходят, переплетаясь и взаимодействуя, через все картины. Это один из пластов и один из возможных уровней прочтения кино. Дмитрий Салынский показывает, как роль простого фабульно-эмпирического хронотопа в фильмах постепенно ослабевает и уступает место сначала имагинативному (который, например, явно выражен в «Зеркале» – ленте, представляющей собой один сплошной сон некой условной фигуры – Спящего), затем хронотопу диалога культуры и, наконец, самому важному – сакральному хронотопу, который начинается с небольших вкраплений и символов в ранних фильмах (вода, огонь, дерево, личные для самого Тарковского символы – вроде яблок и лошадей) и затем заполняет собой всё пространство фильма, вытесняя другие хронотопы («Жертвоприношение»). Таким образом, фильмы Тарковского образуют сплошной метафильм – с одними и теми же все возрастающими предельными вопросами бытия, хотя справедливости ради заметим, что режиссёр воздерживался от чёткого и ясного выражения своих религиозных взглядов.

Герменевтическое препарирование картин Тарковского получилось, несмотря на сугубо научный стиль изложения, вполне увлекательным: книжка будет интересна не только фанатам «Сталкера» и «Соляриса», но и тем, кто находится в курсе гуманитарных проблем, поскольку «Киногерменевтика» – это тот случай, когда книга существует не как комментарий к фильму, а наоборот – как демонстрация интересного метода, которому гипнотизирующие тягучие кадры Тарковского служат лишь иллюстрацией.

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Обсудить в группе Telegram

Ксения Воротынцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS