В Камерном музыкальном запели овощи и фрукты В афише Московского академического Камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского появился ещё один спектакль для самых маленьких зрителей. Теперь персонажи замечательного итальянского сказочника Джанни Родари обосновались и в мире оперы. Чиполлино, Вишенка, Земляничка и все прочие обитатели огородного королевства на оперной сцене чувствуют себя ничуть не хуже, чем на балетной или драматической. Музыку к спектаклю написала композитор Татьяна Камышева, а поставили его режиссёр Игорь Меркулов и дирижёр Лев Оссовский.
Ход стратегически верный. Упрекать молодое поколение в незнании и непонимании серьёзной музыки, будь то опера, балет или симфония, стало уже чуть ли не признаком хорошего тона. Но вести пятнадцатилетнего оболтуса в Большой театр на «Евгения Онегина», если он до сих пор ни одной оперы не видел, абсолютно бесполезно. Более того – вредно: он и сам слушать не станет, и другим не даст. На оперный спектакль (как, впрочем, и на балетный) маленький зритель должен впервые попасть лет в пять-шесть, максимум в десять! Пока его музыкальные вкусы ещё только-только формируются, пока никаких особых предпочтений ещё нет и конкуренция со стороны масс-культуры минимальна. И главное – пока душа ребёнка ещё открыта новому, незнакомому и готова трудиться, чтобы понять и разобраться что к чему. Ибо вкус к постижению серьёзного искусства требует немалых душевных и умственных усилий, а «легкоусвояемый» телевизионный и компьютерный «ширпотреб» очень быстро эту способность разрушает. И чем старше становится ребёнок, тем массированней атака и интенсивнее процесс разрушения.
На «Приключения Чиполлино» можно привести и пятилетнего ребёнка, и товарища лет десяти-одиннадцати. Более старшим уже будет скучно – спектакль выстроен строго по классическому канону: никаких спецэффектов, никаких неожиданностей. О сложности драматургических или режиссёрских ходов тут тоже речь не идёт. Впрочем, сюжет их и не предполагает. Правда, авторы спектакля почему-то превратили Вишенку из мальчика в девочку, хотя «лирическая» сцена графской племянницы и босяка Чиполлино им не слишком удалась. И домик кума Тыквы почему-то так и не сыграл своей решающей роли в противостоянии «простолюдинов» и «аристократов». За что Чиполлино отправляют в тюрьму – неясно, но некоторое отсутствие драматургической логики искупается музыкой и азартом исполнителей.
Малыши с интересом следят за происходящим на сцене все два часа, и даже довольно длинный антракт их не расхолаживает. Весёлая, легко запоминающаяся музыка, яркие, узнаваемые костюмы, знакомый сюжет – всё работает на то, чтобы спектакль стал для ребёнка событием.
Ещё одно немаловажное достоинство спектакля – участие в нём ребят из оперной студии, много лет существующей при театре. Между юными артистами и их сверстниками в зале очень быстро устанавливается незримая связь. И пусть далеко не все ребята-студийцы станут в будущем оперными певцами и не каждый маленький зритель превратится в истого поклонника оперы, зато и те и другие получат нечто гораздо более существенное – опыт приобщения к настоящему искусству, который даст им возможность в дальнейшем выбирать и сравнивать.