Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Чиполлино и компания

01 января 2007

ПОДМОСТКИ

В Камерном музыкальном запели овощи и фрукты В афише Московского академического Камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского появился ещё один спектакль для самых маленьких зрителей. Теперь персонажи замечательного итальянского сказочника Джанни Родари обосновались и в мире оперы. Чиполлино, Вишенка, Земляничка и все прочие обитатели огородного королевства на оперной сцене чувствуют себя ничуть не хуже, чем на балетной или драматической. Музыку к спектаклю написала композитор Татьяна Камышева, а поставили его режиссёр Игорь Меркулов и дирижёр Лев Оссовский. 

Ход стратегически верный. Упрекать молодое поколение в незнании и непонимании серьёзной музыки, будь то опера, балет или симфония, стало уже чуть ли не признаком хорошего тона. Но вести пятнадцатилетнего оболтуса в Большой театр на «Евгения Онегина», если он до сих пор ни одной оперы не видел, абсолютно бесполезно. Более того – вредно: он и сам слушать не станет, и другим не даст. На оперный спектакль (как, впрочем, и на балетный) маленький зритель должен впервые попасть лет в пять-шесть, максимум в десять! Пока его музыкальные вкусы ещё только-только формируются, пока никаких особых предпочтений ещё нет и конкуренция со стороны масс-культуры минимальна. И главное – пока душа ребёнка ещё открыта новому, незнакомому и готова трудиться, чтобы понять и разобраться что к чему. Ибо вкус к постижению серьёзного искусства требует немалых душевных и умственных усилий, а «легкоусвояемый» телевизионный и компьютерный «ширпотреб» очень быстро эту способность разрушает. И чем старше становится ребёнок, тем массированней атака и интенсивнее процесс разрушения. 

На «Приключения Чиполлино» можно привести и пятилетнего ребёнка, и товарища лет десяти-одиннадцати. Более старшим уже будет скучно – спектакль выстроен строго по классическому канону: никаких спецэффектов, никаких неожиданностей. О сложности драматургических или режиссёрских ходов тут тоже речь не идёт. Впрочем, сюжет их и не предполагает. Правда, авторы спектакля почему-то превратили Вишенку из мальчика в девочку, хотя «лирическая» сцена графской племянницы и босяка Чиполлино им не слишком удалась. И домик кума Тыквы почему-то так и не сыграл своей решающей роли в противостоянии «простолюдинов» и «аристократов». За что Чиполлино отправляют в тюрьму – неясно, но некоторое отсутствие драматургической логики искупается музыкой и азартом исполнителей.
 
Малыши с интересом следят за происходящим на сцене все два часа, и даже довольно длинный антракт их не расхолаживает. Весёлая, легко запоминающаяся музыка, яркие, узнаваемые костюмы, знакомый сюжет – всё работает на то, чтобы спектакль стал для ребёнка событием. 

Ещё одно немаловажное достоинство спектакля – участие в нём ребят из оперной студии, много лет существующей при театре. Между юными артистами и их сверстниками в зале очень быстро устанавливается незримая связь. И пусть далеко не все ребята-студийцы станут в будущем оперными певцами и не каждый маленький зритель превратится в истого поклонника оперы, зато и те и другие получат нечто гораздо более существенное – опыт приобщения к настоящему искусству, который даст им возможность в дальнейшем выбирать и сравнивать. 

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS