При чтении произведений Александра Файна чувствуется не только профессионализм, но и философия учёного и писателя, много повидавшего и немало размышлявшего над смыслом жизни, историей страны и трагедией нашего народа.
Возможно, то, что Александр Маркович долгие годы трудился в промышленности и имеет опыт общения с людьми разных профессий, способствовало прозорливому анализу жизни, точному отображению деталей быта и самой эпохи, что всё реже встречается в современной литературе.
Благодаря своеобычному литературному языку и хорошему стилю, образности, мастерскому построению диалогов автору и его героям беспредельно веришь.
Даже в показе лагерной жизни соблюдено чувство меры, над всем проглядывает человеческая сущность. Для убедительности отображения социальной среды автор использует блатной язык, но произведения о лагерях не перегружены им, как это свойственно даже именитым авторам, пишущим на лагерную тему.
Для меня да и для любого читателя удивительно то, насколько героиня «Чистой души» Валентина Ивановна при всей неимоверной тяжести приговора, обусловленного военным временем, ужасающей ломовой работе сумела сохранить в лагерях душу и народную мораль. Даже живя с лагерным начальником, она остаётся не только непорочной, но даже девственно-целомудренной в душе. В этом ей помогает вера в Бога, заложенная в донской казачьей семье.
Начлаг привязался к Дарье (это она уже на воле, сменив паспорт на другое имя, стала Валентиной Ивановной). В разговорах с начлагом при всей лагерной фене немало житейской мудрости. И начлаг особенный. Его любовь к песенной классике, виртуозное владение баяном, которые он получил от обласканного им заключённого, артиста-баяниста, позволяют превращать выходной не только в отдых от лагерной жизни, но и в праздник души. Душа у начлага была отягчена в молодости обидой на белых за семейную трагедию. Мстя, он принял на себя немало греха, но потом стал более одумчивым, более справедливым в отношениях к людям, насколько мог и насколько было возможно в его должности и в том времени.
Рассказ «Дуська» не столько о кошечке, сколько о людях, её приютивших. В судьбе генерала Николая Васильевича было и голодное детство, и нелёгкое сиротское отрочество, но он прививает внуку человеческое отношение и к братьям нашим меньшим, и к людям.
В новелле «Зять Николай Иванович» предстают взаимоотношения зятя и тёщи, особенно колоритна её народная речь. На какой-то странице видится сходство тёщи – героини из народа с персонажами произведений Василия Белова, но нет, это всё-таки самобытная интерпретация жизни Александром Файном. В этом произведении – социальный срез общества, жизнь, как она есть, со своим чудачеством.
Язык Файна узнаваем и с феней, и без фени, приправлен фольклором и юмором.
Рассказ «Медаль» по уровню достоверности, скорее всего, выстрадан автором, знающим, сколько мытарств претерпевают как изобретатели, так и авторы книг. Вот и герой рассказа Тишкин обречён на эти передряги. Он фронтовик, прекрасно танцует на вечерах, и кажется, что ему и годы нипочём. Становится счастливым мужем молодой жены и отцом, пестующим дочь. Но вот Фёдор, потратив немало сил и времени, написал задачник по физике. Не в пример другим пособиям мудрый, пронизанный здравым смыслом и знанием техники, а с обещанной золотой медалью ВДНХ получился облом, доведший этого доброго, цельного человека до инфаркта.
Этот рассказ – не только несомненная удача Файна, но и заступничество за униженных и оскорблённых – написан в лучших традициях классики.
Повесть «Мальчики с Колымы» – отражение нашей национальной трагедии. Если при Николае II во всей огромной Российской империи было всего 20 тысяч заключённых, судимых по закону судом присяжных, то при «симбирском адвокате» расстреливали без суда и следствия сотнями тысяч и миллионы гибли в концлагерях, начиная с 1920 года – в Холмогорах и Пертоминске, с 1922 года – на Соловках. Потом раковая опухоль ГУЛАГа захватила всю страну, но особенно страшной была на Севере, в Сибири и на Колыме.
Мальчики, герои повести, были вырваны из привычной московской жизни на Арбате и попали на суровую Колыму, поскольку отец их Михалёв, главный инженер «Запорожстали», был сослан или, вернее, отправлен в Магадан из-за дружбы с немецким инженером во время учёбы в Германии. Мать мальчиков тяготила тайная связь с комиссаром безопасности, заместителем Берии, а убили её холодный край и тяготы жизни.
На золотых приисках нередко по несколько сотен заключённых расстреливали по обвинению в «контрреволюционном саботаже». Михалёв, работая старшим инженером-инспектором, старался, насколько мог, спасти людей, особенно врачей, учёных, которые были уже жалкими доходягами, не способными не только работать, но даже отбывать наказание.
Интересно в повести рассказано о судьбе боевого генерала, оказавшегося на грани полного физического истощения и гибели, об артистах и режиссёрах, которых собирал по лагерям Михалёв для создаваемого театра. Среди них был и знаменитый певец Вадим Козин. В финале Александр Файн справедливо замечает: «Скольких Вавиловых, Мейерхольдов и просто детей своих после колымской людорезки недосчиталась щедрая земля расейская», пишет и о том, что «не случись беда колымская, может, и сериалы ныне другие были бы». Тысячу раз прав автор в том, что «ныне песни другие, а не грех и старые помнить!».
«Мальчики с Колымы» – своеобычное произведение, не имеющее аналогов, даже если сравнивать с «Колымскими рассказами» В. Шаламова.
Весьма современна и повесть «Жизнь прожить – не поле перейти». Повесть начинается с описания полуразрушенного памятника адвокату из Симбирска, при власти которого людей морили голодом, промышленность была разрушена на 87 процентов, был уничтожен цвет нации.
По ходу повествования соглашаешься с горькими размышлениями главного героя Николая об уничтожении интеллигенции, русского офицерства и крестьянства, о раскулачивании миллионов лучших тружеников.
Особое место в повести занимают размышления об искусстве. Хороший музыкальный вкус ныне, в пору деградации эстрады, настолько редок, что на вес золота. Когда-то я прочитал, что абсолютный музыкальный слух встречается у одного из десяти миллионов людей, а ещё вдвое реже – абсолютный поэтический вкус. У главного героя присутствует и то, и другое, следовательно, этими редкими достоинствами наделён и автор. Вслед за главным героем повести и автором невольно вспоминаешь изумительных певцов Лемешева, Виноградова, Нечаева, Козина, Бернеса, Шульженко.
Тем и знаменательна повесть «Жизнь прожить – не поле перейти», что герои не только говорят о высоком, о духовности, они живут этим, подавая благотворный пример читателям. Тем и прекрасен положительный герой в литературе, что он увлекает читателя стремлением к совершенству, воспитанию чувств.
Неоднократно акцентируется мысль автора о необходимости каждому человеку в семье искать личное счастье. Для нашего общества это чрезвычайно актуально.
Книга Александра Файна – бесспорно, явление в российской словесности. Она убеждает читателя, что вечные ценности, как и важнейшие из десяти заповедей, не могут быть отринуты, иначе порвётся связь времён, преемственность поколений.