Постановка главного режиссера Брянского драматического театр им. А. К. Толстого Кирилла Соленова «Вий» – несомненный успех. Билеты на этот спектакль – один из самых ценных подарков для брянцев. Знаю не понаслышке, видел и слышал лично. Когда становишься свидетелем такого оглушительного успеха, поневоле задумываешься, в чем его художественные причины?
Попробую поразмышлять на этот счет. Начнем с Гоголя. Сразу замечаешь на афише, что представят нам мистерию в двух частях и что это сочинение К. А.Соленова. Ну тут все вполне в традиции современного театра, - и пьесы Додина по Чехову, и Семен Саксеев и К, и трактовки Бутусова и много чего ещё. Такого рода вещи сразу оцениваешь по одному критерию, сколь сохранен дух оригинала, сколь автор инсценировки честен перед искусством. Соленов тут честен кристально. Гоголь здесь во всем. Гоголь настоящий, прошедший через сердце и таланта подлинного его читателя. Особая гоголевская атмосфера, атмосфера ранних его малороссийских повестей захватывает с первой минуты. И даже чуть раньше. Везде ощущается единство стиля. И в мелодике звонков, и в дизайне программки, и в самом многоуровневом обустройстве сцены, и в масках, которые надевают артисты, изображая различных гоголевских упырей, и поразительной световой гамме, меняющейся как комментарий к происходящему на сцене, комментарий, увеличивающий объем зрелища, и без того немалый. Атмосфера поглощает тебя и не выпускает до самого конца. Жалко, когда спектакль кончается.
Сюжет «Вия» изменен и не изменен. Он переосмыслен, в нем выявлены новые подтексты, новый драматизм, что собственно всегда важно при переводе прозы на язык драматургии. Тут эксперимент тоже удался. Все в рамках вкуса, в рамках исканий, а не спекуляций и театрального позерства.
Спектакль состоит из чередующихся сцен, каждая из которых отдельна, но при этом часть сквозного замысла. Поначалу мы погружаемся в мир тьмы, где мертвецам скармливают крыс, потом в мир светлых праздников, далее развиваются взаимоотношения отцов и детей, мужчин и женщин, линии сплетены в один клубок, и чтоб их выделить, нужно острое творческое зрения. Не случайно многие приходят второй раз, и третий, чтоб уточнить некоторые свои догадки, утвердиться в понимании того или иного авторского высказывания.
Конечно, общим место было бы сказать о ярких актерских работах ( мне особенно запомнились Сотник в исполнении Алексея Дегтярев и Хвеська в исполнении Юлии Филипповой), они есть, но спектакль ценен именно ансамблем, когда нет не главных ролей, когда все объединены одной творческой задачей и счастливы этим. И не только артисты, все от дирекции (директор театр Андрей Саликов) до монтировщиков сцены выдохнули этот маленький шедевр. Работы режиссера по пластике Филиппа Каплана и сценографа Андрея Жигуна можно признать выдающимися. А музыка тут за Кириллом Соленовым, он и композитор, и музыкально шумовой оформитель. Музыка подобрана точно и оригинально. Разные стили и эстетики, от фольклора до современных ритмов сочетается без малейших швов и зазоров. Конечно, спектакль не музыкальный, но близок к саунд-драме.
Наблюдая за спектаклем, поневоле вспомнишь слова не любящего и всю жизнь сражающегося с Гоголем Василия Розанова: - «Ты победил меня, ужасный хохол». Розанов имел ввиду, что та преисподняя русской жизни, которую Гоголь чуть ли не один мог рассмотреть, в 1917 году вылезла свет. Кирилл Соленов дает нам понять, что эта преисподня, с которой начинается спектакль, не конечна. В чередовании сцен, чистых и нечистых, темных и светлых, последнее слово за светом. И тут есть послание зрителю, Гоголь видел эту преисподнюю, но понимал её губительность для России, он предупреждал нас, а не наслаждался своими и русским демонами. Режиссер дает нам понять, что и в Гоголе, и в России свет первичней. Чистая сила победит нечистую. Не знаю, прав ли я в своих предположениях, но мне бы хотелось, чтоб зрители покидали прекрасный театр в Брянске с такой мыслью.