Постановка главного режиссёра Брянского драматического театра им. А.К. Толстого Кирилла Солёнова «Вий» – несомненный успех. Билеты на этот спектакль – один из самых ценных подарков для брянцев. Знаю не понаслышке, видел и слышал лично. Когда становишься свидетелем такого оглушительного успеха, поневоле задумываешься, в чём его художественные причины?
Попробую поразмышлять на этот счёт. Начнём с Гоголя. Сразу замечаешь на афише, что представят нам мистерию в двух частях и что это сочинение К.А. Солёнова. Ну тут всё вполне в традиции современного театра – и пьеса Додина по Чехову, и Семён Саксеев и Ко, и трактовка Бутусова, и много чего ещё. Такого рода вещи сразу оцениваешь по одному критерию, сколь сохранён дух оригинала, сколь автор инсценировки честен перед искусством. Солёнов тут честен кристально. Гоголь здесь во всём. Гоголь настоящий, прошедший через сердце и талант подлинного его читателя. Особая гоголевская атмосфера, атмосфера ранних его малороссийских повестей захватывает с первой минуты. И даже чуть раньше. Везде ощущается единство стиля. И в мелодике звонков, и в дизайне программки, и в самом многоуровневом обустройстве сцены, и в масках, которые надевают артисты, изображая различных гоголевских упырей, и в поразительной световой гамме, меняющейся как комментарий к происходящему на сцене, комментарий, увеличивающий объём зрелища, и без того немалый. Атмосфера поглощает тебя и не выпускает до самого конца. Жалко, когда спектакль кончается.
Сюжет «Вия» изменён и не изменён. Он переосмыслен, в нём выявлены новые подтексты, новый драматизм, что, собственно, всегда важно при переводе прозы на язык драматургии. Тут эксперимент тоже удался. Всё в рамках вкуса, в рамках исканий, а не спекуляций и театрального позёрства.
Спектакль состоит из чередующихся сцен, каждая из которых отдельна, но при этом часть сквозного замысла. Поначалу мы погружаемся в мир тьмы, где мертвецам скармливают крыс, потом в мир светлых праздников, далее развиваются взаимоотношения отцов и детей, мужчин и женщин, линии сплетены в один клубок, и чтоб их выделить, нужно острое творческое зрение. Не случайно многие приходят второй раз, и третий, чтоб уточнить некоторые свои догадки, утвердиться в понимании того или иного авторского высказывания.
Конечно, общим местом было бы сказать о ярких актёрских работах (мне особенно запомнились Сотник в исполнении Алексея Дегтярева и Хвеська в исполнении Юлии Филипповой), они есть, но спектакль ценен именно ансамблем, когда нет неглавных ролей, когда все объединены одной творческой задачей и счастливы этим. И не только артисты, все от дирекции (директор театра – Андрей Саликов) до монтировщиков сцены выдохнули этот маленький шедевр. Работы режиссёра по пластике Филиппа Каплана и сценографа Андрея Жигура можно признать выдающимися. А музыка тут за Кириллом Солёновым, он и композитор, и музыкально-шумовой оформитель. Музыка подобрана точно и оригинально. Разные стили и эстетика, от фольклора до современных ритмов, сочетаются без малейших швов и зазоров. Конечно, спектакль не музыкальный, но близок к саунд-драме.
Наблюдая за спектаклем, поневоле вспомнишь слова не любящего Гоголя и всю жизнь сражающегося с ним Василия Розанова: «Ты победил меня, ужасный хохол». Розанов имел в виду, что та преисподняя русской жизни, которую Гоголь чуть ли не один мог рассмотреть, в 1917 году вылезла свет. Кирилл Солёнов даёт нам понять, что эта преисподняя, с которой начинается спектакль, не конечна. В чередовании сцен, чистых и нечистых, тёмных и светлых, последнее слово за светом. И тут есть послание зрителю, Гоголь видел эту преисподнюю, но понимал её губительность для России, он предупреждал нас, а не наслаждался своими и русскими демонами. Режиссёр даёт нам понять, что и в Гоголе, и в России свет первичнее. Чистая сила победит нечистую. Не знаю, прав ли я в своих предположениях, но мне бы хотелось, чтоб зрители покидали прекрасный театр в Брянске с такой мыслью.