Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Библиосфера

Чисто дамский взгляд

01 января 2007

ЛИТПРОЗЕКТОР

В качестве затравки – анекдот.

Маленьких мальчиков привлекают машинки, маленьких девочек – куколки. Когда мальчики и девочки подрастают – всё меняется. Меняется, да не всё. Что касается машинок, то к ним неравнодушны и девочки, и мальчики. Но одни и те же машинки они любят по-разному. Мы, грубые прямолинейные мужланы, оцениваем мир – и автомобили как его составную часть – по совокупности тактико-технических характеристик. Напротив, прекрасный пол тяготеет к духовному, эстетическому мировосприятию.

Книгу Александра Кабакова «Проехали» написал мужчина, но порой закрадывается мысль, что автор комментариев к красивым фотопортретам автомобилей – дама, взявшая мужской псевдоним. Это тем более странно, поскольку Александр Кабаков вроде как технарь по образованию. И всё же…

На что обращает внимание большинство автолюбителей мужского рода? Лошадки под капотом, крутящий момент и обороты, клиренс и гидроусилок руля, надёжность и проходимость – словом, всё то, что и делает автомобиль автомобилем, «самоходом» в дословном переводе. Экстерьер – в опрос второстепенный: «У этой тачки дизайн, конечно, колхозный, даром что бошевская, зато по нашему бездорожью – само то, а вот у этой красавицы подвеска слабовата, паркетник – он и есть паркетник!» Однако Кабаков такую скукотищу игнорирует, технические подробности мелькают в альбоме раза три или четыре. Автор посвящает «прелестным машинкам» выспренные декадентские пассажи: «Импалы» гордо и кокетливо оттопыривали хвосты, «тандерберды» пялились хрусталём фар, подмигивал зайчиками хром «олдсмобиля», отливали радугой стёкла «континенталя», и, главный из всех, красный «корвет»-кабриолет, медленно кружился на стенде, демонстрируя нежные шагреневые внутренности молочного цвета»; «…невозможно постичь, что весь этот хром и эмаль, и ковровая обивка сидений, и приёмник со средними волнами, и обширный руль цвета слоновой кости, и белые ободья колёс, и шёлковые занавесочки-раздерг ушечки на окнах – суть абсолютно личная собственность отдельного человека».

Вот эти «занавесочки-раздергушечки» повергли рецензента, привычного к разным словесным вывертам, в состояние полуминутной каталепсии. Нет, какой-нибудь Дарье Донцовой прилично использовать подобные средства выразительности. Но когда такие милые глупости позволяет себе немолодой уже джентльмен – а Кабаков, вне всякого сомнения, считает себя джентльменом, пусть и тутошней, «савецкой» выделки, – это выглядит дико.

В целом же издание альбома (именно альбома – потому что процентов шестьдесят составляют фотопортреты автомобилей) стало поводом очередной раз пафосно пострадать о годах, проведённых в советском аду, где был безвинно заточён такой тонкий ценитель изящного, каким является автор: «Древнесоветские люди вели поразительную, ни на что не похожую жизнь в неосознаваемой нищете и убожестве, в интеллектуальном и духовном карцере».

Впрочем, эти древнесоветские, «сбежавшие из колхозов робкие мужики» и нежизнеспособные, как горбатый «запорожец», советские интеллигенты ничего другого, наверное, и не заслуживают. «Красивые машинки» вроде Skoda Felicia – для «полных потенции молодых латинян и их экспансивных подруг». Слегка поношенный «бентли» подобает «офицеру и джентльмену – наряду с неизменным чёрным шерстяным галстуком, брюками из кавалерийской диагонали, сигаретами, набиваемыми в табачной лавке по особому заказу». А совдеповским пентюхам полагается облизываться на это великолепие о четырёх колёсах. Кесарю – кесарево, слесарю – слесарево, помните?

Мазохизм вообще чрезвычайно распространён среди постсоветских. Как же они любят чувствовать себя смешными и жалкими, забитыми и ущербными! Правда, в 2012 году это разнузданное садо-мазо воспринимается не столь остро, как в 1992-м. Новая эпоха принесла новые проблемы. Но пациенты, крепко ушибленные совком, по-прежнему в восторге от старомодного BDSM-шоу – с газетой «Правда» вместо хлыста и журналом «Коммунист» (редактор – тов. Гайдар Е.Т.)

Особенно это касается закалённых бойцов идеологического фронта, которые годами славили родную советскую власть, но вовремя осознали, что коммунизм прогнил, да что там – изначально был мёртворождённой ересью. К числу этих мудрых людей относится и уважаемый автор.

Несколько раз Кабаков пускается в исторические рассуждения (с предсказуемым результатом – ну всё в этой стране не как у людей!). Тут даже неудобно указывать на очевидные ошибки. Всё-таки «заслуженный деятель культуры», как говорили в милые его сердцу советские времена. Нравится г-ну Кабакову верить, будто после Северной войны Швеция раз и навсегда оставила глупые имперские амбиции, стала мирным, сытым и скучным раем – ну пусть верит на здоровье! (Для справки: после Северной войны Россия и Швеция сходились ещё три раза, и шведы показали себя сильными противниками, хотя удача была не на их стороне.) Нравится звонкая фраза: «…где сохранилась корона, там не прижились ни свастика, ни серп с молотом» – вежливо покиваем и не станем противоречить, следуя мудрому завету булгаковского Берлиоза. Ведь, кроме шуток, в Итальянском королевстве свастика действительно «не прижилась» – там была фашина с ликторской секирой. А в Дании и Норвегии, радостно сдавшихся вермахту, наверное, была советская власть.

Вот только один околоисторический пассаж у меня вызывает сомнения. Там, где г-н Кабаков предлагает переименовать Porshe – чтобы стереть из памяти фамилию гитлеровского слуги Порше: «Забвение – отличная расплата для тех, кто продавал свои способности и мастерство выродкам». Автор, а когда Вы шли на идеологический фронт штатным бойцом, – вы, значит, «выродкам» не служили? И Вас не надо покарать забвением?.. Понимаю, что вопрос дурацкий, но я же с самого начала предупреждал, что мужланы – тупые и прямолинейные. Нам женскую логику подчас нелегко постигнуть, а уж проникнуть в извивы души либерального литератора…

А вообще в альбоме есть на что посмотреть. Мастерские фотопортреты машин заставят заболеть автомобильной лихорадкой даже бородача из секты амишей, которые, как известно, брезгуют этими богомерзкими таратайками. Но к иллюстративной части г-н Кабаков имеет весьма опосредованное отношение. И это уже не моя епархия.

Александр Кабаков. Проехали. Машины прошлого века в воспоминаниях и картинках.  – М.: АСТ, 2012. – 156 с. – 5000 экз.

Обсудить в группе Telegram

Владимир Титов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS