Участники «Читательского клуба на Поварской» собрались в Доме Ростовых, чтобы обсудить новую повесть Дениса Осокина «Уключина». Писатель рассказал о том, почему он использует только строчные буквы, кем он себя считает – прозаиком или поэтом, что такое «заветная география».
Творчество Дениса Осокина, знакомое большинству по произведению «Овсянки» и одноимённой экранизации Алексея Федорченко, и правда своеобычно. Поэтому не удивительно, что участники обсуждали не столько повесть, сколько творческий метод писателя в целом. Часто в вопросах сквозила мысль о том, что Осокин пишет сложно, непонятно, слишком метафорично, зашифровано. Каждое своё произведение, даже если это рассказ на одну-две страницы, автор называет книгой, у него непривычные пунктуация и стиль, отсутствует традиционный драматургический конфликт, а действие часто прерывается перечислением растений и рек… Но сам автор настаивает: «Я стараюсь, чтобы моя литература, которая многим кажется путаной, воспринималась, наоборот, как можно яснее. Я не люблю напускать дымовую завесу. Просто так я воспринимаю мир».
Ведущая клуба Гаянэ Степанян в первую очередь постаралась разобраться в особенностях авторской пунктуации и орфографии: «Почему все буквы строчные и почему в тексте часто пропускаются запятые?» По словам Осокина, такая манера письма связана с его желанием убрать из произведения всё лишнее, в том числе в графике: «Я трачу немного слов, у меня нет красных строк, а запятые появляются только там, где без них совершенно невозможно обойтись, – текст очищен от всего необязательного». Художественная литература, считает Денис Сергеевич, тяготеет к «сакральному», а значит перегружать её «необязательным» нельзя – иначе разрушается смысл.
По замечанию одного из участников клуба, такой подход роднит прозу Осокина с современной поэзией. Автор с этим согласился: «Я не провожу резких границ между прозой и поэзией. Моя литература – пограничная», – сказал он.
Помимо уникального авторского стиля, характерными чертами прозы Осокина является «любовь и внимание к предметному миру», географии, растениям, славянским языкам. Всё это нашло отражение и в «Уключине» – третьем крупном и особенно важном для автора тексте (после «Овсянок» и «Анемонов»), в котором приспособление для держания вёсел перевоплощается то в женщину, то в некую мистическую силу, а то – в природных духов и даже сакральные символы («как горящий куст для Моисея»).
Обсудили «заветную географию» Осокина: «Я селю своих героев в конкретных городах, но когда описываю всё вокруг, то даю понять: это может быть и другой город – какой угодно. Это пространство одновременно является и конкретным местом, и конструктом. Такие лабиринты существования». Поговорили и о родном городе писателя – Казани, и даже о нашумевшем сериале «Слово пацана», который Денису Осокину, к слову, очень понравился.
А в завершение встречи писатель прочитал небольшой рассказ «Орден кубышки» и несколько стихотворений, которые наверняка больше не казались слушателям «непонятными» и «сложными». Кувшинки, ростки чечевицы, лодки – а также большая, но тихая любовь человека к природе, Богу, самой жизни и другому человеку. «Бог есть любовь. Бог есть уключина».
Пустое пространство между абзацами Денис Сергеевич называет «воздухом». Он необходим для горения и дыхания – горения уютного, свечного пламени поэтических образов Осокина и короткого дыхания его щемящей сердце прозы.
«Читательский клуб на Поварской» собирается в Доме Ростовых (Ассоциации союзов писателей и издателей России) раз в месяц, чтобы обсудить книгу с её автором. Принять участие в этих встречах может каждый – достаточно зарегистрироваться. Формы для регистрации – в анонсах на сайте aspi-russia.ru или в социальной сети Вконтакте https://vk.com/aspirf.
Глеб Гаранин