Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 февраля 2024 г.
Литература

«Читательский клуб на Поварской»: заветная география Дениса Осокина

В Доме Ростовых обсудили творческий метод одного из самых поэтичных прозаиков

09 февраля 2024

Участники «Читательского клуба на Поварской» собрались в Доме Ростовых, чтобы обсудить новую повесть Дениса Осокина «Уключина». Писатель рассказал о том, почему он использует только строчные буквы, кем он себя считает – прозаиком или поэтом, что такое «заветная география».

Творчество Дениса Осокина, знакомое большинству по произведению «Овсянки» и одноимённой экранизации Алексея Федорченко, и правда своеобычно. Поэтому не удивительно, что участники обсуждали не столько повесть, сколько творческий метод писателя в целом. Часто в вопросах сквозила мысль о том, что Осокин пишет сложно, непонятно, слишком метафорично, зашифровано. Каждое своё произведение, даже если это рассказ на одну-две страницы, автор называет книгой, у него непривычные пунктуация и стиль, отсутствует традиционный драматургический конфликт, а действие часто прерывается перечислением растений и рек… Но сам автор настаивает: «Я стараюсь, чтобы моя литература, которая многим кажется путаной, воспринималась, наоборот, как можно яснее. Я не люблю напускать дымовую завесу. Просто так я воспринимаю мир».

Ведущая клуба Гаянэ Степанян в первую очередь постаралась разобраться в особенностях авторской пунктуации и орфографии: «Почему все буквы строчные и почему в тексте часто пропускаются запятые?» По словам Осокина, такая манера письма связана с его желанием убрать из произведения всё лишнее, в том числе в графике: «Я трачу немного слов, у меня нет красных строк, а запятые появляются только там, где без них совершенно невозможно обойтись, – текст очищен от всего необязательного». Художественная литература, считает Денис Сергеевич, тяготеет к «сакральному», а значит перегружать её «необязательным» нельзя – иначе разрушается смысл.

По замечанию одного из участников клуба, такой подход роднит прозу Осокина с современной поэзией. Автор с этим согласился: «Я не провожу резких границ между прозой и поэзией. Моя литература – пограничная», – сказал он.

Помимо уникального авторского стиля, характерными чертами прозы Осокина является «любовь и внимание к предметному миру», географии, растениям, славянским языкам. Всё это нашло отражение и в «Уключине» – третьем крупном и особенно важном для автора тексте (после «Овсянок» и «Анемонов»), в котором приспособление для держания вёсел перевоплощается то в женщину, то в некую мистическую силу, а то – в природных духов и даже сакральные символы («как горящий куст для Моисея»).

Обсудили «заветную географию» Осокина: «Я селю своих героев в конкретных городах, но когда описываю всё вокруг, то даю понять: это может быть и другой город – какой угодно. Это пространство одновременно является и конкретным местом, и конструктом. Такие лабиринты существования». Поговорили и о родном городе писателя – Казани, и даже о нашумевшем сериале «Слово пацана», который Денису Осокину, к слову, очень понравился.

А в завершение встречи писатель прочитал небольшой рассказ «Орден кубышки» и несколько стихотворений, которые наверняка больше не казались слушателям «непонятными» и «сложными». Кувшинки, ростки чечевицы, лодки – а также большая, но тихая любовь человека к природе, Богу, самой жизни и другому человеку. «Бог есть любовь. Бог есть уключина».

Пустое пространство между абзацами Денис Сергеевич называет «воздухом». Он необходим для горения и дыхания – горения уютного, свечного пламени поэтических образов Осокина и короткого дыхания его щемящей сердце прозы.

«Читательский клуб на Поварской» собирается в Доме Ростовых (Ассоциации союзов писателей и издателей России) раз в месяц, чтобы обсудить книгу с её автором. Принять участие в этих встречах может каждый – достаточно зарегистрироваться. Формы для регистрации – в анонсах на сайте aspi-russia.ru или в социальной сети Вконтакте https://vk.com/aspirf.

Глеб Гаранин

Тэги: Поэты
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Феномен Асадова

    07.09.2023
  • Небо манит

    24.08.2023
  • Мой Маяковский

    19.07.2023
  • «Будущих былин Святогор богатырь…»

    19.07.2023
  • И времени полёт его не сокрушит...

    14.07.2023
  • Уникальный

    40 голосов
  • Тамыр

    32 голосов
  • «Так жили поэты…»

    25 голосов
  • Сержант Юрий Никулин и другие

    17 голосов
  • «Книжный маяк Петербурга»

    10 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS