Телевизионная картинка сменилась, но распростёртые на снегу детские тела долго ещё стояли перед глазами. В подмосковной Лобне две четырнадцатилетние школьницы, взявшись за руки, прыгнули с крыши высотного дома. Трагедия случилась 7 февраля, на следующий день в Москве на Варшавском шоссе с семнадцатого этажа выбросился 14-летний Саша. В субботу, 11 февраля, с двадцать третьего шагнула в небытие 15-летняя московская школьница Диана, в понедельник, 13 февраля, по такому же сценарию совершил самоубийство 16-летний Максим из Ростова-на-Дону. В немного растерянных комментариях звучали слова: «отсутствие контроля», «проблемы воспитания», «одиночество», «эмоциональная неустойчивость». Не раз упоминали и онлайн-сообщества самоубийц.
Интернет стал прибежищем одиноких, эмоционально неуравновешенных детей, чьими проблемами не интересуются ни родители, ни учителя. Об этом ещё в конце прошлого года говорили участники круглого стола, посвящённого влиянию виртуального мира на души подростков, но никаких реальных рецептов я там тогда так и не услышала. Мы знаем, что необходимо оградить ребёнка от сайтов самоубийц, онлайн-развратников и наркодилеров, но как это сделать – нам неведомо.
Безусловно, законодательство в этой области необходимо ужесточить. Однако даже страны очень развитые в плане Интернета, а, следовательно, и продвинутые в части его контроля, вынуждены признать, что успех в этой борьбе окончательным и бесповоротным не бывает. В своё время Евросоюз наряду с принятыми различными нормативными актами выделил 55 млн. евро на разработку мер защиты детей от рискованного контента. В Великобритании при поддержке правительства был создан Совет по детской интернет-безопасности – UKCCIS, который лично курирует премьер-министр. Была учреждена некоммерческая Internet Watch Foundаtion, получающая субсидии от Евросоюза и ISP-провайдеров, пытающаяся осуществлять надзор за рискованным контентом. Там же была создана база, куда в соответствии с поступившей от любого гражданина информацией вносились «чёрные сайты». То есть деятельность опасных сайтов теперь пресекается на уровне провайдеров, однако вопросов по-прежнему гораздо больше, чем ответов.
Защита маленького пользователя от контентных или коммуникационных рисков сводится к простому, но эффективному до поры до времени запретительству, то есть «отключим газ», и всё тут. Правда, как только находится одно техническое решение, так сразу в противовес ему найдутся сразу новых два. Единственный положительный эффект от этой гонки – рост технической мысли. У нас тоже в некоторых приложениях появились средства контроля за безопасностью (напр. Kaspersky Internet Security), а также специальные новые браузеры, так называемый сокращённый детский Интернет, но, как верно заметила выступавшая на круглом столе адвокат Виктория Данильченко, ребёнок всегда найдёт обходной путь к запретной информации. Или ему помогут найти.
Третий аспект борьбы – взаимодействие всех участников, включая коммерческие и общественные организации, интернет-сообщества и родителей. Впрочем, что касается коммерческих организаций, лично у меня здесь огромные сомнения. Они у нас прежде всего зарабатывают деньги. Та деятельность, которая подразумевает борьбу с опасным Интернетом, требует постоянного внимания, отвлечения сил и средств, на что коммерсанты не всегда готовы идти. То ли дело в невысокой степени сознательности, то ли в укоренившемся у нас мнении, что богоугодными делами должны заниматься субъекты, не обременённые большими деньгами.
В «сухом остатке» мы имеем общественные организации, сознательную часть интернет-сообщества и родителей. Мне бы хотелось остановиться на участии родителей в этом конфликте научно-технического прогресса и нравственности.
То, что это конфликт, спорить, думаю, никто не будет. И самое незавидное положение здесь у родителей. Поскольку общественные организации и все остальные борются «вообще» (что не умаляет полезности их борьбы), а мама с папой сражаются за конкретного, своего, родного, вчера ещё очень спокойного и домашнего ребёнка, который сегодня почему-то стал хамить, чего-то бояться или что-то скрывать.
Психологи утверждают, что одна из проблем современной семьи – прогрессирующая отсталость родителей в овладении современными достижениями науки и техники. Порой родители смотрят на Интернет как на игрушку, в которую сами не играют и при любом удобном случае просто запрещают её. Старый классический конфликт «отцов и детей» трансформировался в конфликт лени плюс занятости и любопытства. Наши дети, движимые любопытством, мчатся, оставляя нас далеко позади с нашей нерасторопностью, усталостью и неким раздражённым равнодушием. Выход один – отложить в сторону все важные дела, включая стирку и сериал про Фросю, подсесть к любимому чаду и вместе с ним пройтись по всем неизведанным интернет-местам, при необходимости объясняя, что такое хорошо, а что такое плохо. И добавить, что нормальные люди матерные слова не говорят не потому, что они их не знают, а потому, что не положено, на письма незнакомых дядь не отвечают, во взрослые магазины не ходят, с незнакомцами не разговаривают и всякую дрянь в рот не тянут. И точка. Интернет – тот же город со всеми его опасностями.
Понятно, что такой разговор возможен в том случае, если вы друг своему ребёнку. Не в том смысле, что не враг, а именно друг. В том случае, если вы смогли сделать так, что ваши планы и ценности совпадают с планами и ценностями вашего ребёнка. В том случае, если он делится с вами своими проблемами, а вы их слушаете. И про все свои неприятности он не боится вам поведать.
Те же самые психологи, которых родители должны посещать вместе с детьми, считают, что одна из причин детских и подростковых проблем – боязнь наказания. Об изнасилованиях и других противоправных действиях дети очень часто сообщают только спустя какое-то время, боясь, что их накажут родители. И тут нельзя не сказать о том, что рука об руку с доверием должны идти контроль и слежка. Я не оговорилась, именно слежка. Слово и само действие крайне неприличные, но боюсь, что экстенсивно развивающемуся техническому прогрессу мы должны противопоставить все без исключения способы охраны своих детей. И своевременно понимать и узнавать, откуда им грозит опасность. Меня в своё время покоробил призыв Анатолия Мариенгофа, сын которого повесился в двадцатилетнем возрасте: «Читайте дневники своих детей!» Сейчас же, по прошествии лет, я, скорее, присоединюсь к его словам.
В проблеме, с которой мы сейчас столкнулись, по сути, нет ничего нового. Она стара как мир, знакома предыдущим поколениям и звучит ужасающе просто – как не потерять собственного ребёнка. «Охраняй детей от дурных людей и их мыслей, и в старости они посмотрят тебе в глаза» – это было написано в Древнем Китае. И тогда и теперь это проблема главным образом родителей. Тех самых, измученных кризисами, безработицей, семейными неурядицами. Единственная и существенная разница в том, что против нас теперь выступает тот самый научно-технический прогресс, который мы самозабвенно взращивали и которому уделяли не в пример больше внимания, чем науке воспитания детей.
Задача подчинить себе то, что, помимо нашей воли, угрожает нашему будущему, – не из лёгких. Но, по-моему, у нас выхода нет. Или мы его, этот самый Интернет, или он их. Наших детей.
P.S. В понедельник, 13 февраля, в Москве на Ялтинской улице в руках у 17-летнего Фёдора взорвалась самодельная петарда, изготовленная по рецепту, опубликованному в Интернете. Через два дня, в среду, пришло сообщение ещё об одной трагедии – из окна 16-этажного дома выбросилась восьмиклассница Алёна Графская. Девочка увлекалась эмо-культурой и в последние дни чаще всего заходила на сайт сообщества «Завтра не наступит. Сегодня я умру», а её собственная страничка в Сети была буквально пропитана мыслями о смерти.
Что же делать? Просто вести жуткую статистику, увещевать родителей, смакуя трагедии, как это было сделано на одном телевизионном ток-шоу, где картинку с распростёртыми телами показали десятки раз. В последние два месяца не только Интернет, но и новостные программы, и всевозможные шоу на радио и телевидении просто переполнены злобой. Может быть, наши дети не хотят жить в страшном мире взрослых?
Код для вставки в блог или livejournal.com:
«Читайте дневники своих детей!»Телевизионная картинка сменилась, но распростёртые на снегу детские тела долго ещё стояли перед глазами. |
КОД ССЫЛКИ: |