Издательство «Русский раритет» появилось в 1991 году. Выпускает книги самой разной тематики с уклоном в сторону малоизвестной классики, мемуаров, философских трудов. Сегодня у нас в гостях его директор Николай ГАНДРАБУР.
– С чего начиналась ваша деятельность?
– Намерения были весьма амбициозные. Тематический план серии «Раритет» из 50 томов включал в себя труды классиков, незаслуженно забытых и не очень признанных советской идеологией мыслителей, деятелей российской эмиграции.
В декабре 1990 года зарегистрировали литературный альманах «Раритет» на русском и английском языках с серьёзными программными целями: публикация архивных документов и иных материалов, способствующих расширению и углублению исторических знаний аудитории о героическом прошлом нашей Родины, оказание помощи коллекционерам и музейным работникам, формирование интереса к истории у детей. Вот с такими планами и таким багажом в 1991 году создали Издательско-производственный центр «Российский раритет», правопреемником которого вскоре и стал Издательско-производственный центр «Русский раритет».
– Какие книги вы издаёте сейчас, на что ориентируетесь?
– Стараемся ознакомить читателя с лучшими образцами творчества древних и современных философов. Наши книги не ставят целью преподать определённые знания в готовом виде, мы приглашаем к совместной работе ума и души. Работаем над повышением интереса к чтению – как важнейшему фактору развития национальной культуры, традиции и интеллектуального потенциала нашей страны и дружбы между народами.
«В начале было Слово» – это библейская мудрость. Учёные считали, что на познание многообразия мира человечество потратило более двух триллионов человеко-лет. Самым мощным и влиятельным средством в этих исканиях, ошибках и озарениях было слово. Одна из важнейших наших серий – «Мудрость веков»: Омар Хайям «Рубаи», Авиценна (Ибн Сина) «Избранное», «Пётр Великий» в двух томах («Предсказание о рождении и славе Петра Великого» и «Возрождение России»), Михай Эминеску «Избранное», Лев Толстой «Учение Христа, изложенное для детей», книга «Пчела» (Речи и мысли из Евангелия, из Апостола и из книг святых отцов, а также мысли светских философов), «Восточная мудрость» (пословицы и поговорки народов Средней Азии), «О Русская земля!» (Памятники литературы древней Руси XI–XV веков), «Время слуг своих поставляет…» (Памятники древнерусского красноречия XI–XVII веков) и многое другое.
– Важна ли для вас тема религии, духовного совершенствования?
– Да, у нас есть серия «Книги для занятий по духовному воспитанию», подготовленная А. Лопатиной и М. Скребцовой. В эти книги, а их восемь, включена подборка материалов духовно-нравственной направленности с дидактическими указаниями и разработками для учителей, преподающих этику, эстетику, мировую художественную культуру, экологию, нравственность, историю религий.
В 2009 году в нашем издательстве выпущена книга «Монастыри и храмы Московской епархии». Она отражает историю церковного возрождения Подмосковья на рубеже столетий – иллюстрированный альбом в двух томах, рассказывающий о прошлом и настоящем святых обителей и церквей Московской области. Сведения, имеющиеся на этот счёт, постоянно пополняются вследствие произведённых архивных изысканий. Поэтому можно сказать, что данная книга, хотя и не претендует на статус научного издания, тем не менее представляет наиболее точные данные о наших святынях. Всё это является плодом усердной совместной деятельности духовенства и светских исследователей.
Некоторое время назад мы выпустили иллюстрированное издание журнала «Золотое Руно», которое представляет интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей. В этой книге излагаются предыстория и история возникновения журнала, анализируется его деятельность; приводится документальный материал, куда входят каталоги выставок, организованных «Золотым Руном», портретная галерея деятелей русской культуры начала XX в., созданная по заказам журнала, и развёрнутый справочник по его материалам.
– Что вы планируете издать в будущем?
– Готовим к выпуску книгу «Неизвестный Раевский». Эта книга об удивительном человеке, судьба которого стала отражением ушедшего от нас XX века. Советскому читателю Н.А. Раевский был известен в основном как писатель и исследователь жизни и творчества А.С. Пушкина. Его книги «Если заговорят портреты», «Портреты заговорили», «Павел Воинович Нащокин – друг Пушкина» пользовались огромной популярностью и имели заслуженное признание у учёных-пушкинистов. Н.А. Раевский с большим мастерством увлекал читателя своим научным поиском, занимательно повествуя о порой тайных или малоизвестных эпизодах жизни великого поэта и его окружения. Не менее занимательна при внимательном рассмотренни оказалась и сама жизнь Н.А. Раевского – офицера царской и Белой армии, эмигранта, доктора биологии и советского писателя. В новой книге будут впервые опубликованы найденные в архивах Москвы и Праги произведения («Тысяча девятьсот восемнадцатый год», «Добровольцы», «Дневник галлиполийца»), написанные после Гражданской войны в эмиграции, письма к нему В.В. Набокова. Это поможет представить нам жизнь и творчество Н.А. Раевского с неожиданной стороны – в контексте великой литературы русского зарубежья.
– Можно ли в условиях рынка издавать хорошую литературу, которая не всегда способна принести быструю прибыль?
– Согласен с мнением, что хорошая литература всегда была штучным товаром, а сегодня – особенно. Стремление к получению максимальной прибыли приводит к потаканию вкусам массового читателя, вместо того чтобы воспитывать публику, поднимать её до уровня настоящей литературы. Отсюда – заполненность прилавков книжных магазинов всевозможными женскими романами, детективами, мемуарами звёзд, а хорошей литературы вроде как и не существует. Но она есть, просто пробиться к читателю ей очень трудно. Мы в силу своих скромных возможностей стараемся открывать читателю новых авторов и не забываем про классиков, чьё творчество не бестселлер-однодневка, а литература, способная выдержать проверку временем.
За последние полгода, отмеченные общим падением спроса, основные тенденции развития не сильно изменились ни в книгоиздании, ни в книгопродажах.
– Как повлияет кризис на книжный рынок, что следует сделать, чтобы читатель не отказался от книг совсем?
– Рынок печатной продукции, как и любой другой, испытывающий кризис, будет структурирован по принципу качества. Покупатель начинает требовательнее подходить к выбору книги. Хотя всё равно будет пользоваться спросом развлекательная литература, которая поможет человеку отключиться от повседневных проблем. В этом сегменте предпочтение будет отдано недорогим изданиям, пусть даже и менее качественным. Аудитория, читающая современную классику, хорошую западную и русскую прозу, так и останется ей верна. Это люди, которые не мыслят себя без книги и всё равно будут читать.
В любом случае привычка к чтению формируется ещё в детстве – семейным укладом, на уроках литературы. Кризис, конечно, сильный фактор, но изменить сложившуюся ситуацию он не может, и люди, привыкшие к книге, будут продолжать читать в основном то, к чему они привыкли, что даёт им душевный комфорт и интеллектуальное удовлетворение.