Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 января 2014 г.
  4. № 3 (6446) (22.01.2014)

Чтение между строк

22 января 2014

– Девушка, будьте добры, мне Пушкина «Повести Белкина».
– Мужчина, вы определитесь сначала, вам – Пушкина или Белкина.

(Из разговора покупателя с продавцом книжного магазина «Буквоед»)

В методике преподавания любого предмета всегда главными оказываются три вопроса: зачем? что? как? Сегодня общество готово ответить на первый вопрос просто и ясно: «незачем». Это объясняется тем, что мы, учителя литературы, так и не смогли доказать обществу нашу нужность и значимость.

Увы, подавляющее число наших учеников проголосовало против нас ногами в самом буквальном смысле: сегодня всё труднее найти выпускника, продолжающего читать после «последнего звонка», а если он и читает, то только не то, что «проходили» в школе. Наши вчерашние ученики ушли от классики в современную литературу или блогосферу, потому что мы превратили классику в «кладбище искусства», как называл музеи Ламартин. Мы мумифицировали труп русской классики, и урок литературы не становится пространством жарких дискуссий и личных открытий, мы даже часто не занимаемся толкованием и комментированием сложных текстов, мы отгородились от живого, пусть и ошибочного мнения ученика заранее известной нам, жрецам культуры, авторской позицией. Ученику остаётся только заучить и воспроизвести набор клишированных фраз и стереотипных суждений.

Конечно, всегда есть те, кто учит и живёт в школе по-другому, кто сомневается и ищет, кто разделяет ту точку зрения, что «современный» Шекспир не имеет никакого отношения к реальному, но, только став нашим современником, он может быть интересен, кто разделяет позицию С.С. Аверинцева, что «рассуждать о падении культуры бесполезно, пока мы не научимся видеть истинных врагов культуры в самих себе». Считая себя миссионерами традиции, мы забываем, какая скромная роль отводится нам при великих текстах прошлого. М.Л. Гаспаров писал: «Филолог – не собеседник прошлой культуры, а скромный толмач при ней, пересказывающий слова, не к нему и не к нам обращённые». К сожалению, часто это происходит и от нашего педагогического высокомерия, от нежелания понимать, что нормально развивающийся школьник охотно будет читать Апулея, а читать Цицерона для него – мука. Мы должны помочь ему с этим справиться.

Во-первых, по моему мнению, пора прекратить чехарду с бесконечным количеством текстов, предлагаемых в учебниках 5–8-х классов. Задача учителя – не прочитать с учениками как можно больше книг, а научить их читать сложные произведения самостоятельно и с удовольствием, а для этого нужно время. Всё-таки филологическое чтение – это медленное чтение. Во-вторых, не забывать, что про лилипутов и великанов школьнику читать интереснее, чем про гуингмов, хотя, наверное, Дж. Свифт писал своего Гулливера, прежде всего заботясь о понимании идеального, а не отклонений от нормы. В-третьих, следует признать, что книга, которая не помогает решать наши проблемы, всегда пылится на полке, а книга, в которой мы находим ответы на волнующие нас вопросы, зачитывается до дыр. Необходимо вернуть в школу уроки внеклассного чтения, которые обращены к литературе сегодняшнего дня и отвечают запросам и вкусам наших учеников. Только уважая их выбор, мы научим считаться с нашим.

Наверное, многим моё мнение покажется радикальным и мне припишут желание сбросить с корабля современности А.С. Пушкина. Чтобы избежать подобных обвинений, хочу отправить заинтересованных читателей к моей статье «О критериях включения литературных произведений в предметные программы и стандарты». А кроме того, создавая от лица Ивана Петровича Белкина повести-пересказы занимательных историй, рассказанных ему девицей К.И.Т, подполковником И.Л.П., титулярным советником А.Г.Н. и приказчиком Б.В., автор элитарного романа в стихах реабилитировал вкусы массового читателя. Почему же мы должны отказывать ученику в праве заявлять о своих читательских пристрастиях хотя бы иногда?

И всё же часто главным оказывается не то, что изучать, а то, как это делать, чтобы ученик увидел в классике связь с современностью, а в произведениях современной литературы – отражение классики. Наконец, чтобы с урока литературы он уходил с чувством удивления, а не гнетущим ощущением исполненного долга. Знакомый вузовский преподаватель показал мне электронное письмо студентки гуманитарного института следующего содержания: «Прочитала почти все «Повести Белкина». Собираюсь в отпуске взяться за «Войну и мир». И всё с Вашей лёгкой руки. А вообще, хотела сказать Вам искреннее спасибо за то, что сумели пробудить во мне интерес к нашей классике. Если бы у меня в школе был такой преподаватель, как Вы, уроки литературы не казались бы мне мучительными и скучными». Может быть, нам стоит задуматься над тем, как мы преподаём литературу в школе, если потом другим приходится исправлять нашу работу.


Тэги: Литература в школе
Обсудить в группе Telegram

Сергей Фёдоров

Сергей Фёдоров, учитель литературы с 30-летн... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мостик в прошлое и будущее

    28.12.2016
  • Зачем школе национальные писатели?

    12.03.2014
  • В хорошей компании

    12.02.2014
  • Быт? Бытие?

    22.01.2014
  • «Сочинение» в сильной позиции

    18.12.2013
  • Быт? Бытие?

    73 голосов
  • Мостик в прошлое и будущее

    27 голосов
  • «Сочинение» в сильной позиции

    9 голосов
  • Зачем школе национальные писатели?

    5 голосов
  • В хорошей компании

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS