Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Чтение – мощнейший рычаг воспитания»

01 января 2007

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Издательский Дом Мещерякова существует с 2005 года. Выпускает книги различных направлений: альбомы, биографии знаменитых художников, психологическую, детскую литературу. Сегодня у нас в гостях его директор Вадим Мещеряков.

– Что привело вас к мысли издавать книги, может быть, семейные традиции, пример родителей?

– Если честно, то я всегда любил читать и мечтал издавать книги. Уважение к книге в нашей семье действительно традиционное, но издательским делом никто не занимался. Мама у меня детский врач, папа военный, сам я полтора десятка лет проработал в банковской сфере. Теперь могу похвастаться, что равно понимаю и творческих людей, и тонкости бизнес-процессов. Творческий человек часто беспомощен в бытовых, скажем так, вопросах. Поэтому одарённому автору бывает столь сложно пробиться на книжный рынок. Книгу норовят воспринимать как простой товар, а это неправильно, поскольку приводит к засилью китча, трэша на прилавках, – неудивительно, что подростки не читают. Я понял, что обязан что-то сделать.

– И что вы почувствовали, когда осуществили мечту?

– Когда начинал, то никак себя не позиционировал, но точно знал: не хочу делать плохие книги. А когда уже стал издателем, обнаружил, что свои книги читать невозможно – всё время кажется, что получилось плохо, не так, как у других. По подсчётам, за время существования издательства миллион человек прочитали наши книги. Поневоле задумаешься, насколько это ответственное дело. Больше ста книг, и каждую я через себя пропустил. В издательском бизнесе самое объективное мнение – субъективное. Во главе дела должен стоять сам издатель, пальцами чувствовать собственные книги.

– Да, если тех, кто выпускает низкопробную макулатуру, заставить в принудительном порядке читать всё издаваемое…

– А они не читают такое! У них в шкафах стоят совершенно другие книги. Зато в качестве товара – да, идёт ширпотреб скверного качества. И это не очень здорово, что формирование сознания сейчас происходит при помощи такой макулатуры. Особенно это касается детской литературы, потому что взрослые ещё способны отличить хорошее от плохого, и то не всегда, а дети совсем беззащитны. Им не прививается культура чтения. Гиперзадачи по исправлению ситуации я перед собой не ставлю, один не справлюсь. Но массовую литературу издавать не хочу. Не могу делать товар – только книги. Поэтому крупной издательской фирмой мы вряд ли станем.

– Как, по-вашему, может повлиять всемирный экономический кризис на наш книжный рынок, на качество книг?

– Всякий, кто скажет: я знаю, что делать с этим кризисом, – лжёт. Никто ничего сейчас не знает. Но боюсь, что впереди нас ожидают слабые книги на газетной бумаге. Уровень полиграфического оформления всем придётся снижать. И всё-таки самое главное, чтобы стыдно не было, так уж меня воспитали. Легче перенести экономические проблемы, чем услышать, что я делаю никудышные книги.

– А по каким критериям вы отбираете книги, которые издаёте?

– Наш ориентир – выпуск качественных книг в достойном полиграфическом исполнении. Со временем – а бизнес диктует свои законы – я пришёл к выводу, что самое интересное, что можно выпускать, не отходя от этого принципа, – детские книги. Сейчас выпуск книг для детей является приоритетным направлением работы издательства. У нас есть серия «Научные развлечения», её основу составляют классические произведения научно-популярной литературы для школьников. Большое внимание уделяем детской художественной литературе. От предлагаемых нам книг мы часто вынуждены отказываться, поскольку они плохи по содержанию. А качественные тексты дополняем иллюстрациями Германа Огородникова, Вадима Меджибовского, Маури Куннаса, Джона Роу и других известных художников. Получаются издания, которые подходят и детям для самостоятельного чтения, и для совместного прочтения в кругу семьи.

Другое значимое направление издательства – работа над книгами по практической психологии. Мы гордимся, что именно нам выпала честь познакомить российского читателя с такими знаменитыми писателями-психологами, как Эндрю Мэтьюз и Хорхе Букай.

Нам удаётся выпускать неизвестные произведения известных авторов. Альбомы Бидструпа мы стали издавать, когда в России этого художника почти забыли. И неожиданно его дочь сказала нам, что Бидструп иллюстрировал «Декамерон». И конечно, мы не могли не выпустить книгу, в которой объединены таланты двух весёлых людей, Бидструпа и Боккаччо. Или, например, трудно было представить, что среди книг Мориса Дрюона есть что-то, доселе не издававшееся на русском. А оказалось, есть – книга «Париж от Цезаря до Людовика Святого», в которой Дрюон с точностью историка и гордостью истинного парижанина рассказывает о городе, хранящем память Франции и её душу.

– Давайте вернёмся к нашим отечественным заботам. Как вам кажется, есть ли сейчас в России хорошая подростковая литература?

– Только классика. Нового нет, и мало кто ищет, хотя можно было бы поискать на книжных ярмарках и во Франкфурте, и в Болонье. Тенденции, новинки проходят мимо. Как печатали Маршака на газетной бумаге, так и продолжают. А ведь для ребёнка важно ощущение книги – хорошая бумага, красочные рисунки, красивый шрифт. Раньше даже если технологически книги были не очень совершенны, рисунки были хорошие. Их же не на компьютере кое-как ляпали, а рисовали руками долго и старательно, душу вкладывали. Детские книги должны быть по возможности недорогими, но очень качественными. Тексты – добрые и не примитивные, такие, которые будят собственную фантазию. Важно создать ассоциативную цепочку: книга – это интересно. Получилось – всё, процесс необратим. И наоборот, к сожалению, тоже. Дети открыты всему новому, самое время приобщить их к очарованию книжного мира – а тут, пожалуйста, изданьице на серой бумаге, невнятные рисунки, которые совсем не трогают. Не из-за компьютера как такового дети перестают читать, а из-за того, что их на уровне семьи к чтению не приучили, не показали, насколько прекрасна книга. А раз детская книга предстаёт им чем-то скучным и неряшливым, а вовсе не чудесной тайной, не открытием нового мира, то в сознании юного человека сразу блокируется восприятие книги вообще. А рядом – да, компьютерные игры с прекрасной графикой. И всё – упустили поколение! Поистине удивительно, что государство не понимает: чтение – это мощнейший рычаг воспитания. Телевидение не способно исполнять эту функцию, нынешнее вообще надо запрещать смотреть детям и подросткам. Нужна мощная государственная программа поддержки и развития детской литературы – новой, современной, интересной.

Обсудить в группе Telegram

Ольга Шатохина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS