Григорий ОСТЕР не желает быть автором единственной книги «Вредные советы». Он пишет для детей с 1975 года. Его пьесы идут каждый сезон в 20–30 театрах. По его сценариям сняты мультики про Котёнка по имени Гав и про любимых детьми Удава, Слонёнка, Мартышку и Попугая. Он автор интернет-проекта «Президент России – гражданам школьного возраста».
На недавней книжной ярмарке Григорий Остер встречался с читателями и журналистами у стенда издательства «АКПРЕСС», где вышли его хорошо забытые старые книжки «Петька-микроб» и «Мифы и легенды Велтон-парка». Впрочем, забыты ли они – вопрос спорный. Читает их уже третье поколение…
– Почему же всё-таки «Микроб» не издавали двенадцать лет?
– Не двенадцать, а восемь. Меня стали раздражать безумные тиражи моих «Вредных советов» – я ведь написал много других книг для детей. У них тоже немалые тиражи, но они тысячные, а у «Советов» – миллионные. Я обиделся и, как старый пират, сложил свои сокровища в сундук и дал слово не печатать их десять лет. Но дело в том, что я очень плохо играю в бильярд и проиграл издание «Петьки-микроба» моему издателю. Поэтому эти книги сейчас на стенде издательства.
– А что такое «Мифы и легенды Велтон-парка»? Что-то аналогичное греческим мифам Куна?
– Это любимая книжка моего детства, мне ужасно нравилось, что все эти истории о богах и героях связаны между собой. Мне всегда хотелось создать эпос, со своей географией, со своими отношениями, чтобы в разных историях всплывали вдруг знакомые герои… А Велтон-парк – это вполне реальный квартал, в Москве есть место, которое так называется.
– У вашего Петьки-микроба есть прототип?
– Петька-микроб – это маленький ребёнок. Прототип всех моих героев – я сам, когда был ребёнком. А я был ужасным ребёнком.
– Вредным?
– Не знаю, вредным или полезным, но раз родители меня не убили, польза от меня, наверное, перевешивала…
– Говорят, идя на поводу у читательского спроса, вы написали «Вредные советы» и для взрослых?
– Да, это «Большая кулинарная книга для женщин: как приготовить мужчину», «Вредные советы отцам подрастающих детей», «Вредные советы для непослушных бизнесменов»… Скоро они появятся в книжных магазинах.
– Жанр советов – это дань фольклору?
– Этот жанр я взял у Советской власти, нам ведь всё время давали советы, учили, как надо. Так что его создала, как говорится, сама жизнь.
– Есть принципиальная разница между вашими книгами для детей и для взрослых?
– Все мои детские книжки устроены так, чтобы их понимали и дети, и взрослые – ведь детям их читают родители, было бы несправедливо заставить родителей скучать. А вот взрослые книжки пишут только для взрослых.
– Ваши пятеро детей – первые читатели ваших детских книг?
– Да, конечно, я читаю своей семье всё, что пишу, и замучиваю чтением бесконечных вариантов. Дети слушают, критикуют. И знаете, их главное возражение: «Так не говорят!» Но мне важна не критика их, а чтобы, пока я читаю, в глазах был интерес. Есть интерес – всё в порядке.
– «Читайте детям не нотации, а книги!» – этот лозунг Григория Остера стал социальной рекламой на улицах Москвы. Вы читаете своим детям нотации?
– Читаю, конечно. Но и книги читаю. И свои книги, и классику. Мы каждый раз ждём с нетерпением, когда ребёнок дорастёт до «Капитанской дочки» – это может быть в 5, 6, 7 лет. Попробуйте, почитайте эту книгу своему ребёнку, и вы сами получите огромное удовольствие от того, как он её слушает.
– Нынешний год объявлен Годом семьи…
– Я не очень понимаю это обозначение – что значит «год семьи»? За последние тысячи лет семья – это единственная форма существования человечества. В семье обязательно есть мама и ребёнок, папы может не быть. Но если налицо мама и папа, а нет ребёнка – это не семья. Семья – это фабрика по производству моих читателей. Мне выгодно, чтобы детей было много. Государству это тоже выгодно. Любое дело должно быть устроено так, чтобы государственная выгода была полезна каждому из его граждан.
– Вас не приглашали стать советником президента?
– Я и есть советник президента. Зайдите на сайт «Президент России – гражданам школьного возраста» – я руковожу этим проектом. Там есть, например, школа президентов, где говорится, что президенту ни в коем случае нельзя жульничать: если в Конституции записано, что он может только два срока быть президентом, то нельзя ему оставаться на третий, даже если все граждане от него в восторге. Я рад, что президент Путин не поддался этому соблазну.
Ожидая окончания пресс-конференции, к стенду издательства выстроилась очередь за автографами любимого писателя. Григорий Бенционович надписывал книги серьёзно и ответственно. Журналистам объяснил: «Что читает сейчас будущий президент России? – Книги Остера».