Пьеса Рональда Харвуда «Костюмер» из разряда тех сочинений, которые недаром столь любят разыгрывать в свои бенефисы зрелые мастера сцены. Великолепный материал из условной театральной серии «Перед заходом солнца», когда хочется сказать так многое, и если не подвести итог, то ясно намекнуть, что ты уже у той черты, когда тебя должно слушать как мудреца. Такое право, рано или поздно, получает каждый, кто всю жизнь честно трудился на своей ниве и старался не портить борозды. Ну а если в центре исповедального драматургического материала – судьба актёра, тут уж ждите вдобавок демонстрацию, богатую профессиональных возможностей, и целую симфонию щемящих нот.
Примерно с таким набором предвосхищений отправляешься на премьеру во МХАТ им. М. Горького, поставленную Анатолием Семёновым, «по совместительству» исполняющим роль капризного сэра Джона, премьера провинциального театра в Англии. Его костюмера и одновременно секретаря, няньку, гувернёра, суфлёра, преданнейшего зрителя и неизменно восторженного критика играет Борис Бачурин, и трудно сказать, кто в этом дуэте главный, настолько он гармоничен и самодостаточен. Всё остальное в спектакле призвано не отвлекать от главного. Сценография А. Семёнова и В. Барабанова крайне проста – перед нами скромная гримёрка и театральное закулисье. На сцене не звучит музыка, вместо неё мы услышим какофонию бури из II действия «Короля Лира». Время действия весьма условно. Эти «последние 24 часа из жизни», по ставшему в наши дни благодаря ТВ «модным» ракурсом взгляда, могли произойти когда угодно. «За кадром» знаменитый актёр впадает в состояние коллапса, и его доставляют в больницу. Окружение, коллеги – от Миледи (Ирина Фадина), молодой любовницы, исполняющей роль Корделии, и до начинающей актрисы Айрин (Екатерина Ливанова) – в панике: вечером «Король Лир», и все билеты проданы!.. Больше всех нервничает ведущая спектакль Мэдж (Наталья Вихрова), а также Джеффри Торнтон (Станислав Курач), играющий Шута, и гордец мистер Оксенби (Андрей Погодин), чей персонаж – Глостер. Один мечтает о больших ролях, а другой ждёт не дождётся отзыва о написанной им пьесе. Весь этот специфический закулисный мир, туго закрученный как сжатая пружина, нервно пульсирует, да что там – буквально бьётся в каком-то горячечном припадке ожидания.
Что будет?! Что будет, если сэр Джон не выйдет на подмостки?.. И посреди этой лихорадки странным образом спокоен, ровно айсберг, один лишь костюмер Норман – улыбчивый, пританцовывающий джентльмен в непременном жилете, своего рода тайный дирижёр всей «драмы жизни». Он уверен: всё будет хорошо!
И, конечно же, в самый ответственный момент сэр Джон появляется пред наши очи, и мы становимся зрителями «классического» спектакля в спектакле, притом великолепно сыгранного. Норман-Бачурин священнодействует! Он превращает еле дышащего старика в мудрого и сильного, правда, до поры, короля Лира. Успокаивает его, едва не убаюкивает, поит кофе, помня о мельчайших предпочтениях подопечного, гримирует, надевает парик, костюм и, не проявляя ни малейшей раздражительности, раз сто повторяет с ним текст, делая особый упор на первой фразе.
Актёры, словно увеличительным стеклом, демонстрируют все родовые черты своей профессии, в которой фальшь и искренность, «только игра» и естественные чувства переплетены столь же искусно, как хорошо растёртый грим иногда гармонирует с цветом кожи. Старик вдруг «оживает» настолько, что по очереди «принимает» в своей гримёрке молодых партнёров. Перед ним проходят Шут и Глостер, не скрывающий неприязни к Лиру, а лукавая Айрин умудряется выиграть кастинг не только на роль Корделии, но и на титул «мисс Хорошенькие ножки». Однако при всём при том сэр Джон ведёт себя крайне неровно: то капризничает как дитя, то впадает в истерику, отказываясь «мазать рожу белилами» для ублажения публики. Но непроницаемо-ироничный Норман продолжает уверенно гнуть свою линию. Психологическая дуэль удаётся на славу, тем более что участники её, тонко чувствуя стилевые особенности пьесы, наполняют её своим мироощущением, и тогда далёкая английская провинция, как это нередко бывает в русском театре, становится близкой и едва ли не родной. И вспоминается сакраментальное шекспировское «Что нам Гекуба?».
Норману таки удаётся вытолкнуть сэра Джона на сцену, и за его выходом мы вместе с костюмером смотрим «из-за кулис». Слушаем, какую «бурю» устраивают венценосному Лиру его товарищи. Костюмер вдохновенно проживает великую роль вместе со своим подопечным, чья болезнь оказалась начисто перечёркнутой магией театра на три часа. На какие-то мгновения реальность жизни потеряла свой смысл, поэзия сцены воцарила над душами всех участников трагедии, и даже себялюбец Оксенби бросился колотить по машине, хотя вовсе не намеревался участвовать в «производстве бури»... и все они – были счастливы!
Что же до исполнителя заглавной роли, то умело «собранный» костюмером для гордого финала своей жизни, блистал, как никогда. А вернувшись после своего триумфа в гримёрную, он устало приляжет на кушетку и с чувством исполненного долга оставит этот прекрасный мир. И костюмер вдруг совершенно будничным жестом закроет ширмой от зрителя этот второй финал Короля.
…Как редко сегодня мы видим в театре такие проникновенные истории, показывающие, насколько слаб, смешон и – велик человек. И на сцене, и вне её.
25 января народному артисту России Анатолию Владимировичу Семёнову исполняется 70 лет! Сорок пять из них он выходит на мхатовскую сцену.
Художник глубокого психологического дарования, А. Семёнов зарекомендовал себя прежде всего исполнением ролей классического репертуара – неизменно тонким и точным. В числе ярких, запомнившихся зрителям работ артиста: Клещ в «На дне», Нил в знаменитом спектакле «Мещане», Петушков в «Живом трупе». Его сегодняшний репертуар включает в себя такие знаковые образы великой русской литературы, как Фирс («Вишнёвый сад»), Карп («Лес»), Ихменёв («Униженные и оскорблённые»).
Работавший со многими замечательными мастерами режиссуры, в частности с М. Кедровым, В. Станицыным, А. Эфросом, актёр не без успеха освоил профессию постановщика. На Малой сцене МХАТа им были выпущены «Бедные люди» по Ф.М. Достоевскому, «Милый лжец» Д. Килти, «Дорогая Памелла» Дж. Патрика, а в своей последней премьере по пьесе Р. Харвуда «Костюмер» Анатолий Владимирович замечательным образом явил себя сразу в двух ипостасях – режиссёра и исполнителя главной роли.
Чрезвычайно рады поздравить уважаемого коллегу со славным юбилеем! Желаем творческой радости, крепкого здоровья, теплоты семейных отношений!
Коллектив МХАТа им. М. Горького