На экраны вышел новый фильм Александра Рогожкина «Игра»
Признайтесь честно: когда вы последний раз по-настоящему смеялись в кинотеатре? Безудержно, самозабвенно, утирая выступившие на глазах слёзы, повизгивая, не боясь показаться смешным перед другими зрителями? Да им до вас и дела не было – они тоже хохотали взахлёб. Когда – на фильмах Чаплина, Гайдая, ещё каких-нибудь?..
Просмотр новой «спортивной комедии» режиссёра А. Рогожкина «Игра» не повлияет на ваш ответ. Слишком это мрачное и унылое зрелище.
В картине рассказывается об администраторе сборной России по футболу Звонове, который занимается чем угодно, только не командой. То разбирается с уборщицей, добровольно заточившей себя в комнате до тех пор, пока ей не дадут билет на матч; то обнаруживает шкаф, до отказа набитый пачками денег; то производит загадочные манипуляции с чужой иномаркой, чтобы сделать выгодную ставку в букмекерской конторе. Самое смешное заключается в том, что наша сборная становится чемпионом мира. Выходит, бездельник-администратор не так уж и плох, как его пытаются представить.
(Кстати, об уровне юмора в «комедии». На дверях кабинета администратора красуется табличка «М.Д. Звонов». Столь яркая деталь была встречена одобрительным гоготом находившихся в зале подростков. Всё остальное время даже они сидели с каменными лицами.)
О том, что нашей сборной придётся играть в финале чемпионата мира, зрители не без удивления узнают ближе к концу фильма. Авторы не знакомы с футболом вообще и спецификой проведения массовых спортивных соревнований в частности. Они слабо представляют, какой это сложный механизм, в котором задействованы тысячи людей. У них на базе сборной накануне финала тишь, гладь да божья благодать, словно на заброшенном заводском стадионе. Футболист со сломанной ногой включён в заявку, мальчишки из близлежащего интерната приходят на тренировку и даже показывают, как следует подавать угловые. Ну а что касается самого финального матча – это отдельный разговор.
Складывается полное впечатление, что создатели этой «спортивной комедии» не видели ни одного фильма по схожей тематике. Иначе они поостереглись бы превращать картину в склад старых шаблонов. Давным-давно набил оскомину драматургический приём, когда зрителей в напряжении держат до последнего, а за секунду до финального свистка арбитра забит победный гол (заброшена решающая шайба, нанесён нокаутирующий удар).
Так и здесь: в серии послематчевых пенальти осталось произвести один удар. Бьют иностранцы. Если наш вратарь возьмёт одиннадцатиметровый, российские футболисты станут чемпионами мира. Стадион замер в ожидании. Многие болельщики тянутся за валидолом. От волнения близки к обмороку интернатские мальчишки. Но в отличие от них зрители «Игры» совершенно спокойны: конечно, возьмёт. Это в жизни вратарь способен пропустить мяч с пенальти, а в кино – обязательно возьмёт! Это ещё Антон Кандидов доказал более 70 лет назад во «Вратаре».
Обычно, когда побеждает спортивная команда, тренеры педагогично не хотят выделять кого-либо из игроков. Мол, победа общая, все старались. Неудачный фильм – коллективное поражение. Поэтому не станем выделять хороших артистов, которые «засветились» в «Игре». Они старались. Но что бедняги могли поделать, если им предложен столь худосочный драматургический материал!
В чудовищно скучном сумбурном повествовании имеется нечто вроде комического лейтмотива: сын администратора, разгадывая кроссворды, регулярно названивает отцу и что-то спрашивает. Зрители вопросов не слышат – только ответы. Один раз М.Д. Звонов объясняет отпрыску: «Кинология – это о собаках, а не о кино. Кто изучает кино – не знаю. Но судя по тому, что показывают, никто».
Как он всё-таки прав!